Актуальные вопросы начального общего образования

Шершнева Е. И., Непокрытова Т. Ю., Саенко О. И. Развитие связной речи младших школьников посредством языкового анализа текста

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский).
Особое место среди приемов, направленных на развитие связной речи младших школьников, занимает языковой анализ текста.
«…Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль» (Л.В. Щерба).
Цели проведения языкового анализа:
1. Развивать навыки работы с текстом (определять тему, идею, тип речи, делить текст на логически законченные части).
2. Совершенствовать навыки грамотного создания текста: учить строить логически завершенное высказывание, соблюдать порядок следования частей, избегать неоправданных повторов, пропусков важного фактического материала, включения лишней информации, не относящейся к теме и идее, точно воспроизводить языковой материал, грамотно его оформлять в соответствии с законами орфографии, синтаксиса и пунктуации.
3. Развивать монологическую речь учащихся. Это значит, что высказывание должно быть заранее продумано, составлено по речеведческим законам и правильно оформлено с точки зрения орфографических норм.
4. Обогащать и расширять словарный запас учащихся.
5. Развивать творческие способности детей: умение составлять авторские конструкции, удачно их заменять в соответствии со стилем, жанром, типом речи задаваемого текста.
6. Формировать интерес к созданию собственного текста, к языку художественного произведения, к предмету чтения.
7. Воспитывать культуру поведения: учить высказывать свое мнение и слушать мнение товарищей, бережно и чутко относиться к окружающим людям, животным, природе, родному краю.
Обязательным условием работы с текстом является отбор материала. Ребенка надо обучить тому, что следует говорить, а чего говорить не следует. Как об этом узнать? Важно использовать детские рисунки к рассказу (или создаваемому тексту), иллюстрации и репродукции картин с изображением самых интересных, а значит, и важных эпизодов. Так легче выделить в тексте главные события и опустить второстепенные. Учитель дает установку: «Читаем текст с целью найти в нем важные слова и выражения автора, которые наиболее полно раскрывают идею рассказа. Отбираем те слова и выражения, которые раскрывают тему и работают на нашу идею».
Перед началом языкового анализа учитель дает установку: «Проведем языковой анализ текста. Попробуем почувствовать себя в роли писателя, постараемся понять секреты писательского мастерства и объяснить, почему автор построил предложения так, а не иначе и расположил их именно в таком порядке. Докажем, почему авторское слово наиболее удачно. Сегодня на уроке учимся говорить языком писателя».
Приемы языкового анализа текста:
1. Подбор синонимов. Учитель: Как можно сказать иначе? Сравни, как лучше… Почему?
2. Наблюдение за лексическим анализом слова (исходя из его морфемного состава). Учитель: Объясните значение слова…
3. Наблюдения за частями слова. Учитель: Замени приставку (суффикс, окончание).
4. Наблюдения за звучанием слова. Учитель: По звучанию частей слова (морфем) попытайтесь определить характер… Догадайся, что обозначает это слово.
5. Изменение формы слова. Учитель: Замените краткую форму прилагательного полной.
6. Подбор антонимов. Учитель: Замени слово противоположным по смыслу.
7. Выбор слова из похожих, но противоположных по смыслу. Учитель: Выберите точное слово из ряда противоположных по смыслу.
8. Работа над многозначностью слова. Учитель: Как сказать иначе?
9. Изменение порядка слов в предложении (а значит нарушение или событий в тексте-повествовании, или признаков в тексте-описании, или доказательств (аргументов) в тексте-рассуждении). Учитель: Поменяй слова местами. Что изменилось?
10. Пропуск слов в предложении. Учитель: Прочти предложение с пропуском (или, потеряем слово…).
Для лучшего понимания идеи текста можно включать в урок работу с пословицами, которые также записываются на доске до начала урока и закрываются. Обратить на них внимание детей следует тогда, когда текст подготовлен и главную мысль произведения удобно выразить «метким словом, верным духу народного языка».
Установка учителя: «Ребята, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно», постарайтесь подобрать меткое народное выражение – пословицу или поговорку».
После обсуждения учитель открывает записанные на доске пословицы, и предлагает детям определить, какая, на их взгляд, лучше выражает идею произведения. Учителю также важно сообщить выражение-связку, которое соединит заключение с этой пословицей. Это может быть: «В народе говорят…» или «Народная мудрость гласит…»
Использование данной методики делает уроки доступными детям, развивает познавательный интерес к русскому литературному слову. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Обогатить пытливый детский ум, перевести любознательность в область русского языка и литературного чтения, сохранить «связь времен» в области активного чтения мировой литературы – вот ближайшие и отдаленные ценностные задачи уроков развития речи.
Целесообразность работы очевидна. Обучившись работе с текстом, познакомившись с законами речи, узнав о красоте и значимости русского литературного слова, дети приобретают уверенность в собственных силах. Даже слабоуспевающие ученики справляются с пересказами, написанием изложений и сочинений. Дети работают на уроке активно, с большим желанием. Их ответы позволяют с уверенностью говорить о том, что при обучении речевым упражнениям можно успешно развивать монологическую речь у всех школьников начальных классов.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
2. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980.
3. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М.: Просвещение, 1988.
4. Пленкин Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.: Просвещение, 1982.
5. Сучкова И.А. Методика работы над кратким пересказом // Педагогическое обозрение. №1. 1999.
2021