Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Казакова Е. С., Миронова С. В., Ромашкина Е. А., Филяберт И. В. Развитие крупной и мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Известный нейрофизиолог Владимир Михайлович Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и тонких движений пальцев рук говорил «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
На начальном этапе жизни детей с РАС мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок. Работа по развитию мелкой и крупной моторики, координации движений руки должна стать важной частью развития ребенка с РАС, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием моторики у таких детей развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В индивидуальной работе с детьми, имеющими РАС, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой и крупной моторики, которые тесно связаны с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.
Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования — развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.
Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав зависят от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.
При проведении игр и упражнений следует соблюдать рекомендации:
- систематичность проведения игр и упражнений;
- использовать принцип «от простого к сложному»;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;
- любое достижение ребенка обязательно отмечается педагогом (словесное одобрение, фишки, тактильный контакт, кивок головы и т.д.).
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:
1. массаж и самомассаж;
2. пальчиковые игры;
3. игры с предметами и материалами;
4. изобразительная деятельность.
Кроме мелкой моторики у детей с РАС недостаточно развита крупная моторика. Дети не могут бросить мяч (и другие физические снаряды) и удержать его в руках, не могут поймать мяч, перешагнуть через препятствия. Главная задача инструктора (специалистов сопровождения) - установить доверительный контакт, чтобы ребенок двигался, участвовал в занятии (выполнял упражнения).
Занятия с детьми с аутизмом проводятся индивидуально, их продолжительность зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. На занятиях по физической культуре необходимо использовать метод цикличности. Занятия строятся на знакомых для ребенка упражнениях, когда ребенок может выполнить упражнение, тогда добавляется следующее упражнение.
Часто в работе с детьми с РАС используются карточки с изображением человека и его действиями, это необходимо для того, чтобы ребенок лучше понимал, какое упражнение нужно выполнить. Из таких карточек можно составить целый план занятия, понятный для ребенка (например, первая карточка – марш, вторая перешагивание и т.д.). Все команды ребенку повторяются и показываются инструктором несколько раз, выполняются вместе с ребенком.
Структура занятия по физической культуре:
- марш;
- упражнения по стречингу (на растягивание мышц);
- определение частей тела (покажи ступню, пальцы);
- вращение руками;
- хождение по разным видам дорожек;
- упражнения с мячом (обнять, прокатить, бросить, поймать, пнуть, поднять, передать);
- имитационные движения;
- пролезание через тоннель;
- упражнения на дыхание, расслабление.
Данные упражнения используется не всегда в одном и том же занятии, могут варьироваться в зависимости от физических способностей и эмоционального настроя ребенка.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста с РАС при взаимодействии со специалистами сопровождения способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

Библиографический список

1.       Крет Я. В., Байкина Н. Г. Ранняя коррекция психомоторики детей с аутизмом [Текст] / Я. В. Крет, Н. Г. Байкина // ВЛАДОС, 2007. - №11. - С.241-246.
2.       Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. -с. -C. 283.
3.       Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 2014. - №3. - С. 23-40.
4.       Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова. М.: ВЛАДОС, 2007. 176 с.
5.       Соколов, Н. В. Особенности психомоторного развития у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / Н.В. Соколов// Смоленский медицинский альманах. 2015. №1 С.109-109.
2021