НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Котегова Т.А. Формирование экологической культуры учащейся молодежи

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Человек интересовался экологией с практической точки зрения с самых ранних периодов своей истории. В примитивном обществе каждый индивидуум, для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей среде, о силах природы, о растения и животных, которые его окружали [1].
В настоящее время проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Общество не выживет без экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки, техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию человечества, а не его гибели. Обществу необходимо знать экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической культуры. Если общество будет изменяться в направлении устойчивого развития, то и людям придется пересмотреть свою систему нравственных ценностей.
Понятие «экологическая культура» [2] касается каждого человека в отдельности, а также всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития. Поиск решений собственно экологических проблем нашего региона позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания:
·               между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования;
·               между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся
·               второй и третьей ступени и требованиями к её повышению образовательной программой по географии;
·               между традиционным репродуктивным обучением и необходимостью проблемно - исследовательского подхода к изучению географии, как науки о причинно-следственных связях.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
·               семья;
·               детские дошкольные учреждения;
·               школа;
·               внешкольные воспитательные учреждения;
·               воспитательная работа в летний период;
·               средства массовой информации;
·               самовоспитание.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности.
В МБОУ СОШ №1 г. Советский, ХМАО-Югры деятельностью в сфере экологического образования и просвещения, охраны окружающей среды, а также пропагандой здорового образа жизни занимается методическое объединение учителей предметов естественного цикла.
Цель нашей совместной работы: воспитать современного югорчанина, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Задачи:
– через учебные предметы, внеурочную деятельность направить экологическое воспитание на то, чтобы потребительские подходы к природе всё больше вытеснялись установками, ориентирующими личность на её творческое созидание;
– изменить поведение детей и подростков, их отношение к окружающей среде через экологическое образование;
– развивать творческую инициативу в решении экологических задач и проблем;
– научить понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
Направления индивидуальной деятельности:
·               изучение и оценка экологического состояния своей местности;
·               практическое участие в природоохранных мероприятиях;
·               уход за ландшафтом;
·               пропаганда идей здорового образа жизни;
·               конструирование «индивидуальной траектории обучения» путём вовлечения обучающихся в процесс создания школьных экологических проектов.
На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников используются следующие формы экологического образования и просвещения:
·               массовые (организация и участие обучающихся в благоустройстве и озеленении помещений и территории школы, активное участие в экологических акциях);
·               групповые (факультативные занятия «Лес и человек» – 8-9 классы, «Глобальная география» – 10-11 классы; лектории, экскурсии, турпоходы);
·               индивидуальные (организация деятельности школьников по подготовке докладов, мини-лекций, бесед; наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, кормушек, скворечников, рисование плакатов, листовок на экологическую тему).
Необходимым условием достижения целей экологического образования, овладения экологическим стилем мышления, является формирование у учащихся средств учебной деятельности. Эти средства совпадают со средствами познания и образуют систему приемов учебной деятельности.
Нам педагогам необходимо четкое понимание того факта, что без предварительного ознакомления учащихся со средствами учебной деятельности (мыслительными операциями) полноценного усвоения учебного материала добиться совершенно невозможно.
Механизмы реализации экологического образования и просвещения:
– учебная деятельность (интегрированные уроки, практикумы, уроки-экскурсии, проектная деятельность);
– внеурочная деятельность (предметные декады, туризм, творческие конкурсы, организация и проведение экологических марафонов и акций, интеллектуальных игр, дней здоровья, выставок).
Итак, мероприятия, проводимые в школе по экологическому просвещению, способствуют воспитанию правильного отношения к здоровому образу жизни, трудолюбию, умению работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, эстетическому воспитанию школьников, привитию любви к природе, бережному отношению к результатам своего труда и труда других людей.
Учебная деятельность. Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и окружающей среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям проживания.
Экологическое просвещение включает следующие направления: регионоведение, геоэкологическое образование, социально-педагогическое партнерство, учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Содержание учебных программ и УМК «География» ИЦ «Вентана-Граф» (которые используются в нашей работе) нацеливают на усиление учебной деятельности с ориентацией воспитания личностных качеств обучающихся, формирование представлений об особенностях экологических проблем на региональном уровне; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. (Примеры тематических практикумов, проводимых в процессе обучения: «Построение модели природного комплекса своей местности»; экологический мини-проект «Природа Арктики и Антарктики»; «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности»). Реализация содержания предметного курса «География и экология ХМАО-Югры» (8-9 классы) позволяет обратить внимание на наиболее важные вопросы современной географии и экологии – региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и организации действенных мер по сохранению благоприятных экологических качеств природной среды. Несмотря на то, что экология, как предмет не включен в учебный план, ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах по экологии (также как по географии, биологии), где занимают призовые места.
С апреля 2016 года принимаем активное участие во Всероссийском экологическом уроке, во время которого обучающиеся успешно справляются с решением задач и экологических ситуаций.
Научно-исследовательская деятельность. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеурочной деятельности по предметам естественного цикла.
В рамках предмета география имеются благоприятные условия для изучения экологии своего края:
– свой край можно изучать на уровне наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта, т.е. на локальном уровне;
– возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально-экономических условиях.
– возможность практически показать значения географических знаний при комплексном анализе природных, социальных и экономических элементов и их взаимосвязи. В усилении практического значения географической науки состоит одно из принципиальных положений концепции обновления современного школьного географического образования;
– большое разнообразие и доступность местных источников эколого-географической информации обеспечивает практику их частого использования;
– личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки и поэтому повышенная эмоциональность изучаемого материала, возрастание внутренних мотивов учебной деятельности.
Мы живем на древней югорской земле. В нашем районе [3], благодаря усилиям многих людей созданы разные особо охраняемые природные территории. Это ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Кондинские озера», государственный природный заказник «Верхне-Кондинский», памятник природы регионального значения «Озеро Ранге-Тур». Поэтому в ненарушенной заповедной природе сокрыт большой образовательный ресурс, при помощи которого можно создать представления об окружающем мире.
Благодаря тесному сотрудничеству с ООПТ, нам представлена возможность путешествовать по уникальным уголкам природы, не забывая ни на минуту о том, что основой нашего существования всегда будет природа – её целостность, величие, многообразие.
Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность – взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой – в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания подрастающего поколения.
Ежегодно представляем исследовательские работы на различных мероприятиях. Например, «Развитие экологического туризма на территории Советского района», «Влияние рельефа на жизнь, деятельность и расселение людей», «Современные методы очистки воды», «Гидронимы на территории Советского района» и др. Обучающиеся принимают участие в проектных декадах, в работе Молодежной научно-практической конференции «Вклад особо охраняемых территорий в экологическую устойчивость региона» на базе ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва».
Традиционно в рамках Всероссийской акции «Марш парков», Международной экологической акции «Спасти и сохранить» и экологического марафона «Моя Югра – моя планета» в школе проходит декада предметов естественного цикла. Во время проведения декады ученики 1-11-х классов принимают активное участие в литературной гостиной «Природа и мы» совместно с Советской центральной библиотекой, детском художественном конкурсе «Мир заповедной природы», акции «Покормите птиц зимой!» (ФГБУ «Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»), творческих муниципальных конкурсах, проводимых ЦДТ «Созвездие», конкурсе поделок из бросового материала. Победители и призеры награждаются дипломами, участникам мероприятий вручаются сертификаты (для нас, как организаторов важно, чтобы каждый ребенок был отмечен).
Библиотекари школы проводят экологические уроки «Страницы Красной книги» для начальных классов. Старшеклассники помогают организовать и провести мини-лекции ко Дню птиц (1 апреля), Дню памяти жертв Чернобыля (26 апреля), Дню Земли (22 апреля) – для 1-11 классов.
Основным направлением в экологическом воспитании школьников является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде. Апрель-май – время экологических субботников, подготовка к празднику День Земли, майским праздникам. Ежегодно участвуем в акции «Чистый двор» и «Чистый город», учителя и школьники, обслуживающий персонал школы, родители производят уборку мусора, побелку деревьев, высаживают цветы.
Выпускники школы принимают участие в акции «Лес Победы» и «Аллея выпускников». На территории пришкольного участка высаживают саженцы кустарников. Данная акция направлена на сохранение и укрепление традиций школы, формирование экологического сознания.
Каждый год в мае организуем выставку – продажу комнатных и садовых растений, растения представляют дети, родители, работники школы, а в сентябре - выставку осенних букетов и даров природы.
Учащиеся под руководством учителей, классных руководителей и родителей совершают однодневные и длительные турпоходы (выезд в музей под открытым небом «Суеват Пауль», природный парк «Кондинские озёра», лагерь «Окунёвские зори) с целью познакомиться с природными ландшафтами нашего края, историей заселения и этнографией.
Для развития нравственных качеств учащихся важное значение имеет системность и комплексность работы. Силами одного предмета, одного учителя вырастить духовную, нравственную, творческую личность невозможно. Для систематизации внеурочной работы желательно работать в тесном сотрудничестве с учителями других предметов. Это сотрудничество даёт положительные результаты в организации предметных недель, научных конференций, проектной деятельности, повышает интерес к предмету.
Таким образом, формирование экологической культуры учащейся молодежи и принципов повседневной жизни станут основой мировоззрения и помогут принимать грамотные решения во имя сохранения природы, духовного и физического здоровья человека.

Список литературы

1. Одум Ю. Основы экологии/ под ред. и с предисловием д-ра биол. наук Н.П. Наумова.– М: Мир, 1975. – 733 с.
2. Шемякова Е.Г. Формирование экологической культуры на уроках географии и во внеклассной деятельности/ Шемякова, методические рекомендации – Биробиджан, 2016.
3. Васина А.Л. Край заповедной природы/ А.Л. Васина, А.М. Васин и др., справочное учебное пособие для учащихся – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2006.- 110 с.
2019