Библиографическое описание:
Шилова Г.И. Формирование математической грамотности на уроках математики // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Современный мир требует от нас быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям, способности самостоятельно находить, анализировать и применять информацию. В этой связи, особую важность приобретает функциональная грамотность, как способность эффективно решать стандартные задачи в различных областях жизни и деятельности, опираясь на прикладные знания. Одним из ее проявлений является математическая грамотность.
Математическая грамотность предполагает умение человека осознавать и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику для удовлетворения текущих и будущих потребностей, связанных с творческой активностью и познавательными интересами.
Определение математической грамотности не делает упор только на владение предметными знаниями, а скорее подчеркивает значение функциональной грамотности, которая позволяет свободно применять математические знания для удовлетворения разнообразных личных и общественных потребностей.
Учащиеся должны быть способны решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от их сложности, можно выделить три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей и уровень рассуждений.
Уровень воспроизведения представляет прямое применение известных фактов и приемов в знакомых ситуациях, а также выполнение стандартных процедур, вычислений и работы с формулами.
Уровень установления связей строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, тем не менее знакомы учащимся в какой-то степени. Содержание задачи указывает на необходимость использования определенных математических методов и подводит к расширению предметных знаний.
Третий уровень - уровень рассуждений - предполагает использование интуиции, размышления и творчества для решения задач. На этом уровне требуется интегрирование знаний из разных разделов математики, самостоятельная разработка алгоритма действий и поиск закономерностей.
Развитие математической грамотности следует начинать с пятого класса школы и постепенно продолжать на протяжении всего образования. При проведении уроков следует регулярно включать задания, связанные с изменением и зависимостями, пространством и формой, неопределенностью, количественными рассуждениями и другими аспектами математики.
Такие задания можно использовать различными способами: как игровой элемент, как проблемный момент в начале урока, как задание, стимулирующее формирование гипотез для исследовательских проектов и т.д. Также они могут применяться для изменения активности на уроке, иллюстрации реальной жизненной ситуации, установления межпредметных связей и стимулирования аргументированного мышления учащихся.
Задачи на развитие математической грамотности могут быть использованы в рамках школьных олимпиад, математических викторин и других внеурочных мероприятий, посвященных математике. Кроме того, можно создать специальные элективные курсы, объединяющие схожие задания, и провести уроки с использованием определенных образовательных технологий.
Основные виды математической функциональной грамотности, это способность учащихся:
· распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
· формулировать эти проблемы на языке математики;
· решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
· анализировать использованные методы решения;
· интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
· формулировать и записывать результаты решения.
Составляющие математической грамотности:
· умение находить и отбирать информацию;
· производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
· интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Многие профессии требуют от сотрудника умения применять математику на практике. Поэтому учеников еще в школьном возрасте необходимо заинтересовать в математике, иначе в будущем у них могут возникнуть проблемы в решении повседневных задач. Именно внедрение элементов формирования математической грамотности позволяет решить все выделенные проблемы.
Формирование математической грамотности является сложным и многосторонним процессом, требующим грамотного и умелого сочетания различных современных образовательных технологий. Одной из таких эффективных технологий является использование критического мышления на уроках математики. Эта технология позволяет развивать у учащихся навыки работы с информацией, логического мышления, решения проблем, аргументации своего мнения, самообучения, сотрудничества и работы в группе. В рамках данной технологии учитель и ученик меняются ролями, где главную роль принимает учащийся, а учитель выступает в роли консультанта и помощника. Отработка навыка решения задач производится с помощью составления кластеров, выполнения заданий на возвращение к "известной информации", использования "мозаики, инструкций, памяток", проведения вопросов верно или неверно, а также применения приема "корзина идей".
Еще одна эффективная технология – проблемное обучение. Успешность проблемного обучения достигается благодаря совместным усилиям преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием в этой технологии – создание проблемной ситуации, которая имеет форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступными по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Главная задача педагога заключается не только в передаче информации, но и в приобщении учащихся к объективным противоречиям развития научных знаний и способам их разрешения. При проблемном обучении диалогические методы, такие как побуждающие и подводящие диалоги, являются эффективными.
Проектная технология представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на создание проекта. Проектная технология способствует развитию у учеников навыков самостоятельного конструирования знаний и ориентации в информационном пространстве, а также развивает критическое мышление. Цель проектной деятельности состоит в создании творческого продукта, который позволяет расширить систему образов и представлений, развить познавательные навыки, навыки презентации и рефлексии деятельности. При этом роль учителя в проектной технологии заключается в том, чтобы выступать в качестве куратора, советника и наставника, а не исполнителя.
Применение игровой технологии на уроках способствует объединению эмоционального и рационального компонентов обучения. Она способствует обмену информацией, развитию навыков коммуникации и взаимодействия. Игровые элементы на уроке делают процесс обучения интересным, создают хорошее настроение у учащихся и помогают преодолеть трудности в освоении материала. Их можно использовать на разных этапах урока. Например, для активации знаний и стимуляции познавательного интереса, можно в начале урока использовать загадки, ребусы и кроссворды. При закреплении изученного материала игра позволяет привлечь внимание учащихся и облегчить процесс усвоения материала. Игра - это неотъемлемая часть детской жизни. В игре ребенок действует из внутреннего побуждения, а не под принуждением. Главная цель игры - сделать серьезное и напряженное учение увлекательным и интересным для учеников. Компьютерные технологии предоставляют большие возможности для активизации познавательной деятельности. Они позволяют отправиться в виртуальные "путешествия", где ученик становится исследователем ищущим новых знаний. Работа с компьютером вызывает повышенный интерес и мотивацию у детей к обучению. Компьютерные технологии позволяют получать современную информацию, взаимодействовать с источниками знаний и имеют новые возможности оценки успехов. Использование мультимедийных средств обеспечивает наиболее наглядное представление материала в сравнении с другими техническими средствами обучения. Успешность обучения, как один из основных мотиваторов, обеспечивается тем, что компьютерные программы делают процесс обучения интересным и разнообразным.
Развивать математическую грамотность школьников можно с помощью специальных задач, которые бы продемонстрировали важность применения знаний по этому предмету на практике.
В качестве практики можно использовать:
1. Задания, которые могли бы указать на личную заинтересованность человека в формировании математической грамотности. К таким задачам относится: определение дозировки лекарства, количества месяцев для накопления денежных средств на покупку чего-либо, создание семейного бюджета и так далее;
2. Задания, демонстрирующие важность математической грамотности в различной профессиональной сфере. Здесь можно предоставлять задачи, связанные с биологией, экономикой, спортом и иными направлениями.
3. Задачи, доказывающие необходимость наличия у каждого человека математической грамотности по общественным причинам. Ярким примером здесь может быть статистика и налогообложение.
4. Научная направленность математической грамотности.
Все эти направления должны присутствовать на уроках, при этом задания могут быть различной направленности.
В качестве примера для развития математической грамотности можно привести несколько примеров:
Пример 1:
Семья из пяти человек едет на море в Сочи. Можно ехать поездом, можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1200 рублей. Автомобиль расходует 10 литров бензина на 100 км пути. Расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 45 рублей за 1 литр.
1. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешёвую поездку на море в Сочи?
2. Если семья поедет на машине, то какое количество бензина нам понадобиться для поездки в одну сторону?
Данная задача поможет ученикам научиться планировать свои расходы и находить более рациональные способы траты.
Пример 2:
Плитка шоколадки состоит из 6 долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
Благодаря этому заданию дети научатся проводить несложные инженерные и технические решения, связанные с углами, геометрическими фигурами для практических задач
Такие задачи можно сделать и для других направлений, при этом процесс создания займет не очень много времени.
Таким образом, математическая грамотность важна для каждого человека. Она применима как в бытовых, так и в профессиональных задачах. Ученик, обладающий этим необходимым навыком, будет испытывать намного меньше трудностей в будущей жизни. Именно поэтому педагог должен стремиться не просто дать знания ученикам, но и с помощью задач заинтересовать детей, сформировать у них математическую грамотность.
Библиографический список
1. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2022/11/03/formirovanie-matematicheskoy
2. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности? // Вестник образования. 2019 № 16 С. 32–36.
3. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1 № 4 (61). С. 58–79.
4. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/razvitie-matematicheskoj-gramotnosti-na-urokah-matematiki-6036997.html
Шилова Г.И. Формирование математической грамотности на уроках математики // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Современный мир требует от нас быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям, способности самостоятельно находить, анализировать и применять информацию. В этой связи, особую важность приобретает функциональная грамотность, как способность эффективно решать стандартные задачи в различных областях жизни и деятельности, опираясь на прикладные знания. Одним из ее проявлений является математическая грамотность.
Математическая грамотность предполагает умение человека осознавать и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику для удовлетворения текущих и будущих потребностей, связанных с творческой активностью и познавательными интересами.
Определение математической грамотности не делает упор только на владение предметными знаниями, а скорее подчеркивает значение функциональной грамотности, которая позволяет свободно применять математические знания для удовлетворения разнообразных личных и общественных потребностей.
Учащиеся должны быть способны решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от их сложности, можно выделить три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей и уровень рассуждений.
Уровень воспроизведения представляет прямое применение известных фактов и приемов в знакомых ситуациях, а также выполнение стандартных процедур, вычислений и работы с формулами.
Уровень установления связей строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, тем не менее знакомы учащимся в какой-то степени. Содержание задачи указывает на необходимость использования определенных математических методов и подводит к расширению предметных знаний.
Третий уровень - уровень рассуждений - предполагает использование интуиции, размышления и творчества для решения задач. На этом уровне требуется интегрирование знаний из разных разделов математики, самостоятельная разработка алгоритма действий и поиск закономерностей.
Развитие математической грамотности следует начинать с пятого класса школы и постепенно продолжать на протяжении всего образования. При проведении уроков следует регулярно включать задания, связанные с изменением и зависимостями, пространством и формой, неопределенностью, количественными рассуждениями и другими аспектами математики.
Такие задания можно использовать различными способами: как игровой элемент, как проблемный момент в начале урока, как задание, стимулирующее формирование гипотез для исследовательских проектов и т.д. Также они могут применяться для изменения активности на уроке, иллюстрации реальной жизненной ситуации, установления межпредметных связей и стимулирования аргументированного мышления учащихся.
Задачи на развитие математической грамотности могут быть использованы в рамках школьных олимпиад, математических викторин и других внеурочных мероприятий, посвященных математике. Кроме того, можно создать специальные элективные курсы, объединяющие схожие задания, и провести уроки с использованием определенных образовательных технологий.
Основные виды математической функциональной грамотности, это способность учащихся:
· распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
· формулировать эти проблемы на языке математики;
· решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
· анализировать использованные методы решения;
· интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
· формулировать и записывать результаты решения.
Составляющие математической грамотности:
· умение находить и отбирать информацию;
· производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
· интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Многие профессии требуют от сотрудника умения применять математику на практике. Поэтому учеников еще в школьном возрасте необходимо заинтересовать в математике, иначе в будущем у них могут возникнуть проблемы в решении повседневных задач. Именно внедрение элементов формирования математической грамотности позволяет решить все выделенные проблемы.
Формирование математической грамотности является сложным и многосторонним процессом, требующим грамотного и умелого сочетания различных современных образовательных технологий. Одной из таких эффективных технологий является использование критического мышления на уроках математики. Эта технология позволяет развивать у учащихся навыки работы с информацией, логического мышления, решения проблем, аргументации своего мнения, самообучения, сотрудничества и работы в группе. В рамках данной технологии учитель и ученик меняются ролями, где главную роль принимает учащийся, а учитель выступает в роли консультанта и помощника. Отработка навыка решения задач производится с помощью составления кластеров, выполнения заданий на возвращение к "известной информации", использования "мозаики, инструкций, памяток", проведения вопросов верно или неверно, а также применения приема "корзина идей".
Еще одна эффективная технология – проблемное обучение. Успешность проблемного обучения достигается благодаря совместным усилиям преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием в этой технологии – создание проблемной ситуации, которая имеет форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступными по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Главная задача педагога заключается не только в передаче информации, но и в приобщении учащихся к объективным противоречиям развития научных знаний и способам их разрешения. При проблемном обучении диалогические методы, такие как побуждающие и подводящие диалоги, являются эффективными.
Проектная технология представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на создание проекта. Проектная технология способствует развитию у учеников навыков самостоятельного конструирования знаний и ориентации в информационном пространстве, а также развивает критическое мышление. Цель проектной деятельности состоит в создании творческого продукта, который позволяет расширить систему образов и представлений, развить познавательные навыки, навыки презентации и рефлексии деятельности. При этом роль учителя в проектной технологии заключается в том, чтобы выступать в качестве куратора, советника и наставника, а не исполнителя.
Применение игровой технологии на уроках способствует объединению эмоционального и рационального компонентов обучения. Она способствует обмену информацией, развитию навыков коммуникации и взаимодействия. Игровые элементы на уроке делают процесс обучения интересным, создают хорошее настроение у учащихся и помогают преодолеть трудности в освоении материала. Их можно использовать на разных этапах урока. Например, для активации знаний и стимуляции познавательного интереса, можно в начале урока использовать загадки, ребусы и кроссворды. При закреплении изученного материала игра позволяет привлечь внимание учащихся и облегчить процесс усвоения материала. Игра - это неотъемлемая часть детской жизни. В игре ребенок действует из внутреннего побуждения, а не под принуждением. Главная цель игры - сделать серьезное и напряженное учение увлекательным и интересным для учеников. Компьютерные технологии предоставляют большие возможности для активизации познавательной деятельности. Они позволяют отправиться в виртуальные "путешествия", где ученик становится исследователем ищущим новых знаний. Работа с компьютером вызывает повышенный интерес и мотивацию у детей к обучению. Компьютерные технологии позволяют получать современную информацию, взаимодействовать с источниками знаний и имеют новые возможности оценки успехов. Использование мультимедийных средств обеспечивает наиболее наглядное представление материала в сравнении с другими техническими средствами обучения. Успешность обучения, как один из основных мотиваторов, обеспечивается тем, что компьютерные программы делают процесс обучения интересным и разнообразным.
Развивать математическую грамотность школьников можно с помощью специальных задач, которые бы продемонстрировали важность применения знаний по этому предмету на практике.
В качестве практики можно использовать:
1. Задания, которые могли бы указать на личную заинтересованность человека в формировании математической грамотности. К таким задачам относится: определение дозировки лекарства, количества месяцев для накопления денежных средств на покупку чего-либо, создание семейного бюджета и так далее;
2. Задания, демонстрирующие важность математической грамотности в различной профессиональной сфере. Здесь можно предоставлять задачи, связанные с биологией, экономикой, спортом и иными направлениями.
3. Задачи, доказывающие необходимость наличия у каждого человека математической грамотности по общественным причинам. Ярким примером здесь может быть статистика и налогообложение.
4. Научная направленность математической грамотности.
Все эти направления должны присутствовать на уроках, при этом задания могут быть различной направленности.
В качестве примера для развития математической грамотности можно привести несколько примеров:
Пример 1:
Семья из пяти человек едет на море в Сочи. Можно ехать поездом, можно – на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1200 рублей. Автомобиль расходует 10 литров бензина на 100 км пути. Расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 45 рублей за 1 литр.
1. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешёвую поездку на море в Сочи?
2. Если семья поедет на машине, то какое количество бензина нам понадобиться для поездки в одну сторону?
Данная задача поможет ученикам научиться планировать свои расходы и находить более рациональные способы траты.
Пример 2:
Плитка шоколадки состоит из 6 долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
Благодаря этому заданию дети научатся проводить несложные инженерные и технические решения, связанные с углами, геометрическими фигурами для практических задач
Такие задачи можно сделать и для других направлений, при этом процесс создания займет не очень много времени.
Таким образом, математическая грамотность важна для каждого человека. Она применима как в бытовых, так и в профессиональных задачах. Ученик, обладающий этим необходимым навыком, будет испытывать намного меньше трудностей в будущей жизни. Именно поэтому педагог должен стремиться не просто дать знания ученикам, но и с помощью задач заинтересовать детей, сформировать у них математическую грамотность.
Библиографический список
1. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2022/11/03/formirovanie-matematicheskoy
2. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности? // Вестник образования. 2019 № 16 С. 32–36.
3. Рослова Л.О., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019 Т. 1 № 4 (61). С. 58–79.
4. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/razvitie-matematicheskoj-gramotnosti-na-urokah-matematiki-6036997.html