Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Симачёва П.Д., Абрамов К.А. О необходимости повсеместного введения курса «Педагогика межнационального общения» в образовательную программу «Педагогическое образование»

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


В настоящее время мы можем наблюдать тенденцию развития международных отношений между Россией и другими странами мира. Такая тенденция прослеживается и в образовании: программы обмена с странами ближнего и дальнего зарубежья, абитуриенты из стран СНГ выбирают российские вузы для получения высшего образования. На данный момент существуют множество программ обмена, обучения за рубежом. Да и в принципе, так как Россия – многонациональная страна, в одной академической группе, курсе, на потоке может обучаться студенты различных национальностей.
Данные позволяют нам сделать вывод, что многонациональность следует учитывать при организации и проведении реформ, мероприятий, социально-культурных событий. Нерешенность проблемы многообразия народностей может привести к межнациональным конфликтам, конфликту народностей и социальной деструкции.
Следовательно, тема данной статьи довольно актуальна: отношения между иностранными и российскими студентами помогают первым быстрее адаптироваться, приобрести новые знакомства, изучить культуру и быт России. Возникает следующий вопрос: как привить толерантность обеим сторонам общения? К сожалению, конфликты между людьми разных национальностей могут стать почвой для межнациональной ненависти.
Педагог должен обладать многими компетенциями – одна из них –межнациональное общение, межконфессионального взаимодействия и межкультурной коммуникации. Педагогика межнационального общения – это смежная дисциплина, совмещающая в себе аспекты многих гуманитарных наук.
Как и у любой педагогической науки, педагогика межнационального общения включает в себя следующие принципы:
1.       Педагогика не должна манипулировать характером личности, она должна его формировать;
2.       Педагогика – последовательная наука;
3.       Диагностируемость результата педагогического процесса.
Педагог в состоянии показать все многообразие всех культур, но только при условии собственной осведомленности. Педагогика межнационального общения призвана для того, чтобы сформировать межкультурные отношения между людьми разных национальностей, реализовать отношения на личном уровне, разрешать межнациональные конфликты.
Педагогика межнационального общения – важная дисциплина для педагога, работающего в многонациональном детском коллективе. Педагог должен обладать компетенцией мыслить не только в рамках своей национальности, но и в рамках тех, которые его окружают. Так не будет почвы для развития межнационального конфликта между педагогом и обучающимся, а другие воспитанники будут брать пример с учителя и уважать каждого члена своего коллектива вне зависимости от религии, расы и страны происхождения.
На основе анализа теоретических источников и проведенного исследования мы разработали рекомендации для преподавателей вуза по формированию культуры межнационального общения. Прежде всего, преподаватель вуза должен обладать таким качествами, как:
1.       Педагогическая компетентность в межнациональном общении (самостоятельное изучение литературы по данному вопросу, введение дисциплины «Педагогика межнационального общения» помогут данную компетентность приобрести):
2.       Сделать обязательным проведение внеучебных мероприятий в школе, вузе, месте работы о межнациональном разнообразии, выносить вопрос о конфликтных ситуациях на родительские собрания, собрания группы. Следует прививать с самого детства то, что все люди разные и их интересы, религию, внешние отличия и это не повод для оскорблений, замечаний, шуток и насмешек.
3.       Студентам принимающей стороны (Россия) следует напоминать, что ребята из других стран приехали получать образование, они такие же, как и они, и не стоит напоминать им о том, что они являются студентами из другой страны. Это может вызвать смешанные эмоции у них, вызвать чувство ностальгии по родине. Нужно показать иностранным студентам, что им здесь рады, с ними интересно и нужно дружить.
4.       Но также следует напомнить иностранным студентам, что они – гости, и следует вести себя как в гостях: уважать традиции каждого и не разводить вражды из-за некоторых факторов.
Педагог в образовательном учреждении – не только тот, кто дает знания. Он также и советчик, инстанция в решении конфликтов. Согласно проведенному опросу, мы можем наблюдать, что студенты считают, что в случае конфликтной ситуации международного общения, к педагогу можно обратиться за помощью или советом о пути решения.
В первую очередь, личность педагога играет большую роль в развитии внутренних отношений в коллективе. Педагог должен обладать компетенциями теоретической и практической работы в коллективе, где присутствуют представители различных национальностей.
Мы считаем, что в реализации данного вопроса следует ввести курс «Педагогика межнационального общения» в обязательную образовательную программу подготовки будущих учителей, развивать знания студентов о культуре других народов на различных дисциплинах: данный шаг будет развивать у обучающихся круг знаний о народах мира, воспитывать толерантность.
«Педагогика межнационального общения» является одной из обязательных образовательных программ во многих вузах педагогической направленности на территории Северного Кавказа, и мы считаем, что данный курс нужно сделать обязательным повсеместно.
Но как мы можем наблюдать из нашего исследования, сами студенты делятся своими проблемами, касающиеся дискриминации, конфликтных ситуаций из-за национальности.
Мы можем видеть в результатах нашего опроса, что многие студенты подвергаются дискриминации по религиозному признаку, соблюдения традиций своего народа и из-за страны происхождения. В данном случае следует усилить профилактические меры по предотвращению межнациональных конфликтов в вузе на уровне города и вуза.
Одним из таких мероприятий можно назвать проведение фестивалей культур на общегородском и вузовском уровнях. Разумеется, такие мероприятия проводятся, но педагогам следует показать студентам (в том числе и на собственном примере), что на данном событии быть не только интересно, но и полезно для общего развития и развития компетенции межнационального общения тоже.
Межнациональное общение является неотъемлемой частью современного мира. Данный феномен был развит благодаря всеобщей интеграции стран и народов.
В ходе межнационального общения решается проблема этической идентичности, которая также может встретиться каждому. В ходе данного процесса индивид причисляет себя к какой-либо нации, народу, этносу.
В связи с вышеуказанными выводами мы считаем необходимым ввести в курс программы высшего образования педагогических специальностей дисциплину «Педагогика межнационального общения».

Список литературы:

1.       Набок Игорь Леонтьевич Педагогика межнационального общения: проблемы формирования этнокультурной идентичности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-mezhnatsionalnogo-obscheniya-problemy-formirovaniya-etnokulturnoy-identichnosti (дата обращения: 10.03.2018).
2.       Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с. (с. 16-17)
3.       Нихочина А.А. Педагогика межнационального общения: учебно-методическое пособие [Текст]. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 73 с. (с. 40-43)
4.       Российская идентичность: Аналитический докл. Ин-та социологии РАН. - М., 2007
2019