Смирнова Ю.С. Взаимодействие с родителями в вопросе приобщения детей к ЗОЖ
Библиографическое описание: Смирнова Ю.С. Взаимодействие с родителями в вопросе приобщения детей к ЗОЖ // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков ЗОЖ – очень актуальная сегодня тема. А работа по оздоровлению детей – это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью. Успех в этой области несомненно зависит от взрослых-родителей и педагогов. Задача взрослых - с ранних лет формировать у ребёнка понимание значимости здоровья и бережно к нему относиться.
Одной из задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В последние десятилетия существенно изменились условия жизни и развития детей.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.
Дети формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Это новое детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр.), которую создают взрослые.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушением психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели: только 15 % детей рождаются физиологически зрелыми; 30-35%, поступающих в школу уже имеют хронические заболевания;
90 % детей имеют отклонения физического и психического развития.
Результаты проведенного мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях (было обработано более трех тысяч анкет по теме «Современный ребенок: какой он?»), показали, что у детей повышенные тревожность (98%) иагрессия (78%), возбудимость (93%) игиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим – повышенные утомляемость (95%) иэмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента психического и физического развития ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Приоритетной задачей является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий и формирование основ культуры здоровья, здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями.
Это достигается через активное взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи, повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, так как именно эти две социальные структуры, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. (Т.С. Овчинникова).
Здоровье ребёнка начинается со здоровья родителей, и в этом участвует не только наследственный фактор, но и правила поведения принятые в семье. Ребёнок копирует привычки взрослых и поэтому им следует подавать хороший пример и самим вести здоровый образ жизни. Ребёнок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать в первую очередь родителей и научить их как можно заинтересовать этим ребёнка.
Многие родители не придают большого значения и не понимают важности вопроса физического воспитания дошкольников. В большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем воспитанию девочек. Особенно это заметно после пяти лет.
К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми. Очень важно оказывать помощь родителям, привлекать их к участию в совместных мероприятиях.
В основе организации совместной деятельности с родителями лежат следующие принципы:
1. Принцип согласованности действий - правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно - гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Устанавливать единые ограничения, требования, запреты.
2. Принцип систематичности и последовательности работы в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
Направление совместных действий на физическое воспитание и укрепление здоровья ребенка; формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном процессе; укрепление авторитета педагогов в семье и родителей в детском саду.
4. Принцип преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В заключении можно сделать вывод, что взаимодействие педагогов и родителей повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу дошкольного учреждения и родители должны стать главными помощниками в формировании у детей ценностей здорового образа жизни.