Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шахова М. А. Применение игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Аннотация. В статье рассматривается использование авторских игровых приемов в коррекционной логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Целью данной работы является устранение их речевых и сопутствующих неречевых отклонений в развитии. Одним из ведущих инструментов является конструктивно-игровое действие. В статье представлены версии игр, обзоры игровых наборов. Раскрыта роль и значение игровой деятельности в логопедической работе с дошкольниками.
Проблема поиска креативных, разнообразных, увлекательных методик и способов коррекции нарушений речи у детей по-прежнему уникальна. Учитывая, что основными видами дошкольного возраста являются игровые и конструктивные занятия. В общем, и специальном образовании большое внимание уделяется разработке и внедрению тех специальных технологий, которые имеют ярко выраженный модельный характер.
В дошкольном периоде ведущей деятельностью является игра, на основе, которой формируются плодотворные занятия, в частности оформление, способствующее формированию познавательных процессов, общему, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольных процессов. Посредством этих действий - «прелюдий» формируется учебная деятельность, т. к. расширяется сфера интересов детей, прогрессируют психические процессы, повышается мотивация личности и появляются потребности в навыках(А. Л. Венгер, А. П. Усова; Е. В. Филиппова, В. Штерн; Д. Б. Эльконин др.)
В настоящее время наблюдается увеличение числа дошкольников имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), рассматриваемое как системное недоразвитие речи, при котором все ее стороны не сформированы (Г.В. Бабина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Основываясь на результаты понимания детей с ОНР авторы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.) отмечают наличие различных отклонений в психофизическом развитии этих детей. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР дефектная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, психической и аффективно - волевой сфер, личности в совокупности, что проявляется в оригинальности самооценки и самопознания.
С. А. Миронова утверждает, что дети с общим недоразвитием речи проходят те же стадии развития речи, что и дети с типичным речевым образованием, только гораздо медленнее. Это место очень важно для нас. Автор является сторонником теории А.А. Леонтьева о том, что речь- это деятельность. При определении речи как действия необходимо различать ее составляющие: средства, цели, мотивы, речевые действия. Одной из особенностей речевой деятельности, присущей дошкольникам, является слияние мотивов и целей речевого общения, а также использование мотива речи и некоторых других действий, скажем в игре. Использование различных видов деятельности создает потребность у детей в овладении речью. Присутствие мотива (а требования выступают мотивом деятельности) является основным условием, как для восприятия речи, так и для ее энергичного использования в общении. В результате речь быстро становится объектом детского слежения.
Система специального воспитания детей учитывает особенности речевого общения детей дошкольного возраста, использует игровые и продуктивные занятия с целью создания потребности в овладении речевыми инструментами.
Например, детский дизайн тесно связан с игровой и речевой деятельностью. Дошкольники строят здания (гараж для машины, рыцарский дворец и т. п.). Играют с ними, многократно перестраивают по ходу игры, размышляют над своими действиями, общаются друг с другом. Название «конструктивная деятельность» происходит от латинского слова «строительство». Под детским строительством воспринимается действие, где дошкольники создают из разных материалов различные поделки.
В работах Ю. Ф. Гаркуши и Т. Н. Кротовой (2001) говорится о перспективах использования визуального моделирования для коррекционной подготовки детей с ОНР. Однако и сама игровая активность изначально требует от ребенка развития определенного уровня когнитивного развития, коммуникативных навыков, и способности делать определенные волевые усилия, которые часто нарушаются у детей с нарушениями речи. В работах раскрываются некоторые аспекты игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи. Вероятность коррекции и формирования речевой, когнитивной, чувствительно-волевой сферы таких детей посредством игровой деятельности экспериментальна подтверждена в исследовании (О. В. Герасимова, Т. А. Бочкарева, Е. Смирнова, С. Мещерякова и др.). Важность игры как ведущей всесторонней развивающей дошкольной деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедии. А также подводит игру к первому плану среди различных способов коррекционной работы. Благодаря использованию игр и отдельных игровых действий в ходе занятий, можно преодолеть ряд трудностей, возникающих при коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. В нашей работе с детьми с нарушениями речи, мы обратили внимание на авторскую методику В.А. Кайе в которой представлены материалы для занятий и игр с дошкольниками по детскому конструированию и экспериментам с природными и бытовыми материалами. Эти игровые наборы отвечают высоким современным требованиям к дидактическим и игровым инструментам:
- вариативность: игровые наборы могут гармонировать друг с другом и со всеми другими дидактическими играми, легко модифицироваться и использоваться в разных игровых зонах, такой подход позволяет детям быть более подвижными;
- полифункциональность, используется в свободных мероприятиях для детей (дети могут играть в предлагаемые им игры, а так же сами изобретать и создавать игры из подручных материалов), на коррекционных занятиях и в работе других специалистов детского сада, в работе с родителями, что позволяет детям развивать воображение, желание учиться;
- эстетичность: игровые наборы яркие, красочные, креативные и милые для детей, что сказывается на формировании их эстетического вкуса;
- доступность и безопасность: игры примитивны в использовании и безвредны (используемый материал для игровых наборов, является экологически чистым.
В нашей логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи, мы использовали модифицированные наборы авторских игр «СтройКайе», «Кольца», «Баночка и шарик» и др. Вот несколько примеров игр.
Цель игры «Запомни фигуру» - формирование зрительно – объектного восприятия и произвольной памяти, мелкой моторики ребёнка. Игровой комплект «Кольца». Во время игры детям предлагали четыре фигуры, состоящие из колец разных цветов. Логопед предлагает детям запомнить эти фигуры и построить их. Дети должны начинать выполнять задание по команде Победителем становится тот, кто правильно запомнил все фигуры.
Цель игры «Собери фигуры, которые вы помните», «Добавь такую же фигуру»- формирование монологической речи, творческого воображения, мелкой моторики, памяти и мышления.
Цель игры «Собери сказочного героя»- формирование связной речи, воображения, мелкой моторики. Игровой комплект, цветной конструктор «СтройКайе». Во время игры логопед предлагает разделить детей на пары. Нужно придумать как можно больше сказочных героев и составить их из деталей конструктора. Также нужно описать этих персонажей, их характер, внешность, настроение. Победителем становится команда, которая придумает больше героев и больше расскажет о них.
В результате изучения детей с ОНР мы обнаружили, что эти игровые наборы доступны для детей и любимы ими. Игра создаёт высокочувствительный фон для детей, способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций, снимает напряжение, демонстрирует чувство удовлетворения, радости, позволяет естественным и спонтанным способом выразить свои чувства, т.е. оказывает полезное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.
Игры оживляют общение детей друг с другом и с взрослыми; позволяют им создавать уникальные композиции творческого характера, что способствует формированию памяти, внимания, воображения, мышления, пространственной ориентации, интеллекта. Занятия с использованием игровых комплектов развивают у детей точность, аккуратность, заботливость, наблюдательность, сообразительность, находчивость. Когда они используются, тренируются тонкие движения пальцев, что является сильным физиологическим средством стимулирования формирования речи и интеллекта дошкольников. Занятия способствуют формированию и развитию компенсационных средств, которые всегда имеют место в развитии ребенка с ограниченными возможностями.
Отметим, что в процессе игры с авторскими игровыми комплектами дети больше пользовались диалогической речью, чем в обыкновенной обстановке, а также, в ходе игры у многих детей манипулятивные действия с предметами менялись на игровые, прослеживалось увеличение чувствительного отклика на сверстников.
По итогам нашей фактической работы с детьми, мы удостоверились, что игровые приёмы, вносят многообразие в коррекционные занятия с детьми с ОНР, создают больше обширную предметно-развивающую среду, повышают качество коррекционной работы и потому могут использоваться в детском саду на индивидуальных и фронтальных занятиях, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей этих детей. Занятия с этими играми содействуют формированию всеобщей готовности детей.
Итак, применение авторских игровых приёмов в коррекционно-логопедической работе, помогает развивать у детей с ОНР более высокую работоспособность, повышает интерес к занятиям и за более короткое время помогает достичь положительных результатов в коррекции, воспитании и обучении.
Библиографический список:
1. Глухов В. П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993. - №4. - С. 37- 42.
2. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
2020