Новые подходы к образовательному процессу дисциплин социально – гуманитарного направления предполагает организацию образовательной деятельности, меняющей способы передачи и усвоения знаний. Их цель – активизация процесса познания, как субординированного единства двух составляющих: объективного – отражение действующей практики и субъективного – процесса ее познания. Они являются исходными предпосылками совершенствования образовательного процесса и применения знаний в реальной хозяйственной практике. Формирование новых современных эффективных педагогических технологий как средство повышения качества преподавания и их внедрение определяется введением государственных образовательных стандартов. Инновационные аспекты новой образовательной парадигмы затрагивают сложные процессы в системе образования, предполагают формирование новых методических подходов к образовательному процессу, отвечающему потребностям современного общества. Актуальность новых подходов применительно к образовательным технологиям определяется их эффективностью в организации учебно – познавательной, учебно – поисковой деятельности, проблемного обучения, поэтапного усвоения знаний. Образовательные технологии рассматриваются в качестве инструмента повышения мотивационной составляющей к познанию сущности и потенциала выбранного направления и результативности познанного, управления процессом освоения учебной информации, развития творческих способностей учащихся на занятиях гуманитарных дисциплин. Технология преподавания социально – гуманитарных дисциплин характеризуется конкретными условиями применения методики обучения с учетом определенных субъектов образования, условий организации и длительности педагогического процесса. Исходя из этого, об эффективности технологии преподавания можно судить по заданным значениям релевантных параметров, а также формирование и введение новых или корректировку действующих. Социально – гуманитарные дисциплины характеризуются многовариантностью подходов применения разнообразных технологий к организации образовательного процесса и имеют свою особенность в педагогической практике: - персонификацию образовательного процесса, структуризация социально – гуманитарных дисциплин, с одной стороны, создают дифференциацию технологий, применяемых для решения образовательных задач, с другой – определяют типологизацию их разработки и применения; - изучение и познание гуманитарных дисциплин предполагает формирование социально значимых качеств, необходимых каждому человеку, изменяет толерантность поведения в организациях, семьях, на уровне отношений в целом между людьми разных социальных групп, национальностей и культур независимо от уровня получаемого образования. Гносеология гуманитарных дисциплин направлена на изучение взаимоотношений субъектов в процессе познавательной деятельности, формирования гуманитарного менталитета в ходе образовательного процесса при реализации социальной роли – обучаемого и обучающего; - дополняют другие дисциплины, применяемые в образовательной практике и своей транспарентностью способствуют сотрудничеству в совместной групповой или коллективной деятельности, работы в команде; - социально – гуманитарные дисциплины, их содержание и структура служат средством возможности познания мира и критерием истинности и достоверности полученных в процессе образования знаний; - способствуют формированию гуманитарной образовательной среды в целом. Их значение – многовариантными подходами и средствами формируют в сознании всех субъектов образовательной среды идею высшей ценности – человека. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации, предусматривающие развитие индивидуальных особенностей учащихся. Так, технология проектного обучения и исследовательской деятельности считается одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Проект – это временная целенаправленная деятельность на получение эксклюзивного результата, является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности учащихся на основе персонификации участвующих нем субъектов при необходимости учета содержания и направленности мотивационной составляющей, на которую ориентируется учитель. При формировании темы проекта учитываются современные тренды развития действующей практики. Приоритетным результатом проектной деятельности является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений в практике трансформационного развития. Применительно к социально – гуманитарному направлению проектной деятельности к положительным аспектам можно отнести: - реализацию социально – культурных задач: обеспечение понимания смысла образования, претворение в жизнь творческого потенциала, создания коммуникационной среды в процессе обучения и общения, взаимоуважения всех участников образовательного процесса; - определение средств подготовки к выполнению социальных ролей и функций современном обществе, профессиональной и личностной социализации, профессионально- личностного развития; - формирование отношения к содержанию, формам, видам, условиям образовательной деятельности, к получаемым образовательным результатам- их оценке и контроле; - обеспечение многообразия и полноты восприятия и понимания ценности учебной информации, ориентацию на будущую профессиональную деятельность и возможностей своего потенциала в реализации способностей обучения; - обеспечение возможности проявления каждому субъекту своей индивидуальности, оценки практического значения получаемых знаний и умений, осознания личностного смысла обучения. Таким образом, новая образовательная парадигма преподавания социально- гуманитарных дисциплин – это дискуссионные трактовки разнообразных подходов к образовательной субстанции, поиск эффективных методик и инструментов дающих возможность: - определения потенциала и реализации ресурса человека; - обоснования степени вариативности в корреляции выбранных средств и намеченного алгоритма для гарантированного достижения поставленной цели; - управления процессом освоения и усвоения учебной информации, определения перспективы применения знаний на практике, поиска новой информации в направлении реализации поставленных задач и будущей профессиональной деятельности; - адекватного учета индивидуально- личностных особенностей субъектов, группы или коллектива, при этом необходимо учитывать – динамически изменяющийся образовательный процесс не имеет однозначной детерминации; - применения в педагогической деятельности широкого спектра образовательных технологий в процессе преподавания социально- гуманитарных дисциплин содержит немало возможностей для обучающихся и самого педагога, разрабатывающего и внедряющего в учебный процесс сочетание их различных форм в интересах расширения познавательной деятельности участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д, 2007. 2. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 2011. 3. Сластенин В.А. Инновации в образовательном процессе. – М., Школа- Пресс, 2000. – 492 с.