НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бородулина Е. В. Привлечение детей, имеющих аутистический спектр, к спортивным занятиям в группе через снижение чувствительности

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Проблема аутизма становиться все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается.
На данный момент признано, что помощь средствами социальной и психолого-педагогической реабилитации требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с окружающим миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в, реальной жизни, имеющиеся у него знания и умения.
Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями координации и мелкой моторики рук.
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном участии ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Физкультурно-оздоровительные занятия с ребенком аутистом направлены:
-         на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств;
-         коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики;
-         стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности;
-         создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития;
-         педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество.
Для ребенка с РАС важно гармоничное развитие всех сторон личности, в том числе и физической.
Спортивные занятия необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них. Обязательно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
В занятие необходимо включить:
1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями).
2.Упражнения, включающие лазания, перелезания, залезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3. Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
4. В конце занятия, а так же между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение, навязчивых движений.
Как известно легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активные взаимодействия ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира.
Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза. Это может быть и полное отсутствие чувства реальной опасности, и чрезмерная осторожность; постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному».
Лёгкость возникновения страхов связана, как мы видим с особой избирательной сензитивностью такого ребёнка к сенсорным впечатлениям определённой модальности (звуковым, тактильным, зрительным, вкусовым, обонятельным) когда субъективно повышается интенсивность определённых раздражителей.
Решая эти проблемы, в нашей работе, мы отводим большую роль снижению чувствительности к окружающему миру привлечение детей с РАС к спортивным занятиям в группе. Групповые занятия способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребёнка, развитию его коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер. Основные цели таких занятий - способствовать взаимодействию и общению между детьми, а также между ребёнком и взрослым.
Контакты с другими детьми дают ребёнку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития взаимодействия в совместных занятиях и играх. Сразу же хочется привести пример:
Андрею 4 года. На индивидуальных занятиях мальчик категорически отказывался проползти в туннели. Пробовали заинтересовать ребёнка разными способами, но Андрей так и не решился заползти внутрь. На групповом занятии наблюдая за детьми, как они с удовольствием проползают через туннель самостоятельно, без участия взрослых, включился в процесс игры. Интерес одержал победу над страхом. На данный момент это задание является для мальчика одним из любимых.
Оли 5 лет. Девочка отказывалась принимать участие в совместных играх. Ей очень нравилось наблюдать за игрой детей в сухом бассейне, но находиться вместе с детьми она боялась. Со временем Оля поняла, что опасности нет, и на данный момент девочка с удовольствием играет с детьми не только бассейне, но и в другие совместные игры.
На занятии некоторые дети закрывали уши при стуке в бубен. Я предложила детям самостоятельно стучать в него. Эксперимент удался, дети стали спокойно реагировать на этот звук.
Во время проведения групповых занятий в комнате находится не только инструктор, но и воспитатели, которые принимают непосредственное участие, создавая безопасные условия общения между детьми и направляя их на выполнение поставленных задач.
В своей работе я использую следующие задачи:
-         стимулировать появление эмоционального отклика детей на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них;
-         преодолевать двигательный негативизм у детей;
-         развивать у детей потребность в физических движениях и желание их выполнять по подражанию и образцу действия взрослого;
-         развивать физические качества, позволяющие ребёнку ориентироваться в пространстве по подражанию действиям взрослого, по образцу, а в дальнейшем по словесной инструкции взрослого и самостоятельно;
-         в процессе выполнения различных упражнений, развивать у детей представления о скоростно-силовых характеристиках (быстро-медленно, громко-тихо);
-         развивать у детей реакцию на сигнал и действия в соответствии с ним;
-         целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;
-         развивать тонкую моторику в действиях с мелкими предметами, в различных пальчиковых и кистевых упражнениях;
-         развивать доступную для детей активность, самостоятельность, произвольность в ходе совместной деятельности детей и взрослых.
Физическое развитие и воспитание детей, с аутическим спектром, осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы. Это могут быть занятия физкультурой, подвижные игры, физкультурные упражнения, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание.
Опираясь на небольшой опыт работы в привлечении детей РАС к спортивным занятиям, в группе, хотелось бы отметить положительные стороны этого направления. Дети стали более коммуникабельные, легко идут на контакт не только с взрослыми, но и с детьми. Спокойнее реагируют на посторонние звуки и смену обстановки. Также, хочется отметить и отрицательные стороны. Не все дети готовы посещать групповые занятия, так как они являются отвлекающим звеном в совместной деятельности детей.
В заключение хочется призвать взрослых больше доверять детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно, ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.

Библиографический список

1.       Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
2.       Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. М., 1997.
3.       Аутичный ребенок. Пути помощи, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд.: Теревинф, 2005. - 219 с.
2021