Проблема аутизма становиться все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается. На данный момент признано, что помощь средствами социальной и психолого-педагогической реабилитации требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. Развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с окружающим миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в, реальной жизни, имеющиеся у него знания и умения. Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями координации и мелкой моторики рук. Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном участии ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир. Физкультурно-оздоровительные занятия с ребенком аутистом направлены: - на укрепление здоровья, своевременное формирование двигательных умений, навыков и основных физических качеств; - коррекцию нарушений двигательной сферы и психомоторики; - стимуляцию физического и двигательного развития, произвольной двигательной активности; - создание предпосылок и стимуляцию интеллектуального и речевого развития; - педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей в общество. Для ребенка с РАС важно гармоничное развитие всех сторон личности, в том числе и физической. Спортивные занятия необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятии либо полный отказ от них. Обязательно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития. В занятие необходимо включить: 1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с крупой, водой, различными фактурными поверхностями). 2.Упражнения, включающие лазания, перелезания, залезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности). 3. Упражнения на освоения телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях). 4. В конце занятия, а так же между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения. 5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение, навязчивых движений. Как известно легко возникающие страхи и повышенная тревожность, затрудняющие активные взаимодействия ребенка с окружающим миром, характерны для многих нарушений психического развития. Проблема страхов является одной из наиболее выраженных поведенческих проблем и у детей с аутистическим развитием, при котором исходно отмечается особая чувствительность ребенка по отношению к ряду сенсорных воздействий окружающего мира. Проблема страхов по-разному проявляется при разных вариантах аутистического дизонтогенеза. Это может быть и полное отсутствие чувства реальной опасности, и чрезмерная осторожность; постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов; паническая реакция на пугающий объект или ситуацию и особое влечение к «страшному». Лёгкость возникновения страхов связана, как мы видим с особой избирательной сензитивностью такого ребёнка к сенсорным впечатлениям определённой модальности (звуковым, тактильным, зрительным, вкусовым, обонятельным) когда субъективно повышается интенсивность определённых раздражителей. Решая эти проблемы, в нашей работе, мы отводим большую роль снижению чувствительности к окружающему миру привлечение детей с РАС к спортивным занятиям в группе. Групповые занятия способствуют развитию двигательных и сенсорных систем, повышению активности ребёнка, развитию его коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер. Основные цели таких занятий - способствовать взаимодействию и общению между детьми, а также между ребёнком и взрослым. Контакты с другими детьми дают ребёнку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес и доброжелательное отношение к сверстникам, создают условия для развития взаимодействия в совместных занятиях и играх. Сразу же хочется привести пример: Андрею 4 года. На индивидуальных занятиях мальчик категорически отказывался проползти в туннели. Пробовали заинтересовать ребёнка разными способами, но Андрей так и не решился заползти внутрь. На групповом занятии наблюдая за детьми, как они с удовольствием проползают через туннель самостоятельно, без участия взрослых, включился в процесс игры. Интерес одержал победу над страхом. На данный момент это задание является для мальчика одним из любимых. Оли 5 лет. Девочка отказывалась принимать участие в совместных играх. Ей очень нравилось наблюдать за игрой детей в сухом бассейне, но находиться вместе с детьми она боялась. Со временем Оля поняла, что опасности нет, и на данный момент девочка с удовольствием играет с детьми не только бассейне, но и в другие совместные игры. На занятии некоторые дети закрывали уши при стуке в бубен. Я предложила детям самостоятельно стучать в него. Эксперимент удался, дети стали спокойно реагировать на этот звук. Во время проведения групповых занятий в комнате находится не только инструктор, но и воспитатели, которые принимают непосредственное участие, создавая безопасные условия общения между детьми и направляя их на выполнение поставленных задач. В своей работе я использую следующие задачи: - стимулировать появление эмоционального отклика детей на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них; - преодолевать двигательный негативизм у детей; - развивать у детей потребность в физических движениях и желание их выполнять по подражанию и образцу действия взрослого; - развивать физические качества, позволяющие ребёнку ориентироваться в пространстве по подражанию действиям взрослого, по образцу, а в дальнейшем по словесной инструкции взрослого и самостоятельно; - в процессе выполнения различных упражнений, развивать у детей представления о скоростно-силовых характеристиках (быстро-медленно, громко-тихо); - развивать у детей реакцию на сигнал и действия в соответствии с ним; - целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей; - развивать тонкую моторику в действиях с мелкими предметами, в различных пальчиковых и кистевых упражнениях; - развивать доступную для детей активность, самостоятельность, произвольность в ходе совместной деятельности детей и взрослых. Физическое развитие и воспитание детей, с аутическим спектром, осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы. Это могут быть занятия физкультурой, подвижные игры, физкультурные упражнения, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание. Опираясь на небольшой опыт работы в привлечении детей РАС к спортивным занятиям, в группе, хотелось бы отметить положительные стороны этого направления. Дети стали более коммуникабельные, легко идут на контакт не только с взрослыми, но и с детьми. Спокойнее реагируют на посторонние звуки и смену обстановки. Также, хочется отметить и отрицательные стороны. Не все дети готовы посещать групповые занятия, так как они являются отвлекающим звеном в совместной деятельности детей. В заключение хочется призвать взрослых больше доверять детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно, ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.
Библиографический список
1. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с. 2. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. М., 1997. 3. Аутичный ребенок. Пути помощи, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд.: Теревинф, 2005. - 219 с.