Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Кириллова Н.Н. Организация самоуправления в начальной школе

Библиографическое описание:
Кириллова Н.Н. Организация самоуправления в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Ученическое самоуправление – это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного путешествия в далёкую страну «Знаний». Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

В первую очередь необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:

- собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;

- планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;

- проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;

- проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.

Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая семья, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал себя полезным. Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом. Наш класс – это наша семья. С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса.

Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбился на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

И в заключение хочется еще раз сказать, что класс – это семья. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе.

Библиографический список

1. Стадник, М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей» [Электронный ресурс] / URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_ikt_v_nachalnoj_shkole_073640.html (дата обращения: 1.10.2023 г.)

2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., 1996. 112 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998. 256 с.
2023