Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Николаева И.В., Гончарова И.И. Конспект интегрированного мероприятия "Путешествие с Красной Шапочкой"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Описание: Данное мероприятие проводилось со старшими дошкольниками с нарушениями слуха. Конспект и словарь адаптирован для неслышащих детей. Весь словарь написан на табличках и проговаривается сопряжённо со взрослым, отражённо и самостоятельно детьми (устно-дактильно или устно).

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей с нарушениями слуха к окружающей жизни в доступных им формах. Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности неслышащих детей, она активизирует психические процессы, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Дидактическая игра так же побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; способствует совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря; оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Цель: активизация речи дошкольников с нарушениями слуха посредством дидактических игр.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять умение определять состав числа;

- расширять и уточнять представления о сезонных изменениях в природе;

- закреплять умение выделять характерные признаки позы и движения.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать проявлению познавательной активности детей; развитию мыслительной деятельности на основе упражнений в классификации;

- способствовать активизации речевой деятельности;

- развивать слуховое восприятие на основе различений звуков (голоса животных, звуки транспорта);

- продолжать формировать умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне угадывания, называния и описания.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим людям,

-
поддерживать интерес к занятию за счёт использования ТСО.

Примерный словарь: Что лишнее? Почему? Потому что; круглое, овальное, квадратное, прямоугольное, треугольное; когда это бывает? зимой, весной, осенью, летом; стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летает, ползает, прыгает. Десять – это четыре и шесть, слушай и угадай, кошка, мотоцикл, Яблоко – сладкое, красное, круглое, большое.

Оборудование: ТСО, таблички, картинки, кукла, ширма, фрукты в корзине и на тарелке, ростовая кукла, мольберт, инсталляция «времена года» с предметами, интерактивная доска, домики для чисел, мел.

Предварительная работа учителя-дефектолога и воспитателя: проект,
подбор игр, атрибутов, написание табличек, составление презентаций.

План занятия:

I. Организационный момент. Сюрпризный момент (приходит Красная Шапочка).

II. 1. Дидактическая игра «Что лишнее?»

2. Дидактическая игра «Составь число».

3. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

4. Дидактическая игра «Что услышал, назови».

5. Дидактическая игра «Кто что делает?».

6. Дидактическая игра «Угадай на вкус».

III. Итог мероприятия.

Ход занятия:

Сюрпризный момент (в гости приходит Красная Шапочка).

Учитель-дефектолог: «К нам пришла Красная Шапочка и просит ей помочь».

Воспитатель: «Волк забрал фрукты из корзины и разбросал по лесу».

Учитель-дефектолог: «Давайте поможем ей. Но чтобы найти фрукты, надо выполнить задания».

Воспитатель: «Пойдём по дорожке. Будем играть. Игра «Что лишнее?» (дети смотрят презентацию и отвечают на вопросы):

Рисунок 1. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Мяч, кубик, подушка, коробка. Что лишнее? Мяч лишний. Почему мяч лишний? Потому что мяч круглый.

Шар, мяч, кубик, яблоко. Что лишнее? Кубик лишний. Почему кубик лишний? Потому что кубик квадратный.

Часы, апельсин, мяч, ёлка. Что лишнее? Ёлка лишняя. Почему ёлка лишняя? Потому что ёлка треугольная.

Шкаф, телевизор, окно, яйцо. Что лишнее? Яйцо лишнее. Почему яйцо лишнее? Потому что яйцо овальное.

Слива, лимон, яйцо, окно. Что лишнее? Окно лишнее. Почему окно лишнее? Потому что окно прямоугольное.

Воспитатель: «Молодцы. Вы справились с заданием. За это возьмите грушу».

Учитель-дефектолог: «Пойдём по дорожке. Будем играть. Игра «Составь число».

Рисунок 2. Дидактическая игра «Составь число»

Надо определить состав числа и написать. Десять – это… Девять – это… Восемь – это…После того, как дети написали, каждый проговаривает состав своего числа.

Учитель-дефектолог: «Хорошо. Вы справились с заданием. За это вот вам банан».

Воспитатель: «Пойдём по дорожке. Будем играть. Игра «Когда это бывает?» (летом, осенью, зимой, весной). Разложи верно (дети берут предметы из общей коробки и раскладывают по временам года, проговаривая устно-дактильно или устно).

Рисунок 3. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: «Вы молодцы. За это возьмите виноград».

Учитель-дефектолог: «Пойдём по дорожке. Будем играть. Игра «Слушай и угадай» (кошка, собака, самолёт, поезд, пароход, петух, курица, гусь, индюк, пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь, машина, мотоцикл, баран, корова, коза, осёл, свинья, лошадь). Дети слушают звук и угадывают по очереди кто подал голос или что зашумело.

Рисунок 4. Дидактическая игра «Слушай и угадай»

Учитель-дефектолог: «Вы справились с заданием, за это возьмите киви».

Воспитатель: «Будем играть. Игра «Кто что делает?» Дети отвечают на вопросы и раскладывают таблички (Кто прыгает? Лягушка прыгает.)

Рисунок 5. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Воспитатель: «Вы хорошо играли. Возьмите за это апельсин».

Учитель-дефектолог: «Пойдём по дорожке. Мы пришли к бабушке. Тут растёт яблоня. Сорвём яблоко. Давайте угостим бабушку фруктами. Поиграем с вами в игру «Угадай на вкус». (Дети закрывают глаза, а взрослый даёт кусочек фрукта. Ребёнок ест, угадывает и описывает фрукт). Яблоко – сладкое, красное, круглое, большое. Груша – сладкая, зелёная, похожа на треугольник, большая. Банан – сладкий, жёлтый, похож на овал, большой. Виноград – сладкий, зелёный, овальный, маленький. Киви – кислое, зелёное, овальное, большое. Апельсин – кислый, оранжевый, круглый, большой).

Рисунок 6. Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Воспитатель: «Красная Шапочка рада. Вы помогли ей найти все фрукты. Говорит вам спасибо. До свидания».

Рефлексия.

Учитель-дефектолог: Вы играли хорошо. Вам понравилось играть? Какая игра понравилась?» (слушаем ответы детей).

Литература:1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования КДОУ ВО «Острогожский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям дошкольного возраста» для детей с нарушениями слуха. 2019 г.

2. Р.М.Боскис Учителю о детях с нарушениями слуха. Москва «Просвещение» 1975г.

3. Методика обучения глухих устной речи. Под ред. Проф. Ф.Ф. Рау. М., «Просвещение», 1976г.

4. Николаева Т.В. Роль информационных технологий в формировании профессиональных умений сурдопедагога в области психолого-педагогического обследования ребенка с нарушенным слухом/Т.В. Николаева// Дефектология. – 2012г.

5. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога/ Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008г.

6. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии», Москва, ВЛАДОС, 2001.
2022