Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf
Серьезные социальные изменения, происходящие в нашем обществе и ставящие современного человека в сложные противоречивые условия, сделали актуальными проблемы непрерывности профессионального образования и необходимости использовать образовательные технологии, закладывающие основы успешности будущей профессиональной деятельности.
Непрерывное образование в современных условиях, – прежде всего вопрос готовности и способности каждого человека целенаправленно пополнять и дополнять свой багаж знаний и умений на протяжении всей жизни. Предпринимательские проекты выполняют одновременно 2 важные задачи:
1. Обучение основам будущей профессиональной деятельности и…
2. Вовлечение в реальную деятельность через ее моделирование.
В основу предпринимательских проектов мы заложили развитие познавательных творческих способностей студентов, формирование умений конструировать предпринимательскую среду, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
В рамках проектной деятельности мы создали условия для развития у студентов навыков, направленных на решение прикладных задач. Идею проекта студент предлагает самостоятельно или включается по своей инициативе в группу, работающую над идеей и ее реализацией.
Предпринимательские проекты должны быть социально значимыми, актуальными на момент их выполнения и представления, содержать новые и инновационные идеи, развивать существующий бизнес и бизнес-среду, приносить прибыль его участникам. Информация о проекте должна излагаться грамотно и последовательно. Особое внимание мы просим обращать на представление идеи и мультимедийное сопровождение защиты проекта.
В Многопрофильном колледже при МГТУ им.Г.И. Носова с 2015 года действует «Положение о проведение внутриколледжного конкурса лучший предпринимательский проект». Ежегодно до 60 студентов колледжа вовлечено в деятельность по подготовке предпринимательских проектов. 20 лучших работ традиционно выставляются на суд комиссии и публично представляются их авторами. Важно отметить, что число их ежегодно растет: 2015 – 27 участников, 2016 и 2017 – 36 работ, 2018 и 2019 – 38 и 40 работ соответственно, в 2020 году число проектов составило 42, в 2021 году их было уже 48 шт. Вместе с количеством, растет и качественный уровень участников. Работы (проекты) не представленные на итоговый этап внутриколледжного конкурса, проходят защиту в студенческих аудиториях факультетов, где учатся их авторы.
Победители внутриколледжного конкурса представляют свои работы на городской и областной конкурс. Руководители проектов-победителей традиционно отмечаются на отделениях, награждаются почетными грамотами, благодарственными письмами и даже денежными призами.
Важно отметить, что указанными конкурсами предпринимательские проекты не ограничены. Часть проектов участники и победители после окончания учебного заведения реализуют на практике. Так победители внутриколледжного конкурса в 2016 году представили свой проект в г.Анапа и получили грант на его реализацию в размере 300 тысяч рублей, а участники студенческой группы, занявшие в 2019 году призовое место в прошедшем конкурсе, не только реализовали его на практике, но и продолжают работу над ним до сих пор.
Польза для участников выражается не только наградами и премиями. Значимость для будущей профессиональной деятельности выпускников выражена в формирование у них умений и навыков решения прикладных экономических задач. Они быстрее и легче находят себе место работы и становятся успешнее своих коллег.
Конкурс предпринимательских проектов значительно повышает интерес учащихся к специальным дисциплинам, на практике реализуются межпредметные связи. Студенты с удовольствием выполняют проекты, участвуют в различных конкурсах и форумах. Конкурс дает студентам шанс реализовать на практике то, что они задумали в проекте. Кроме того, в случае победы лучший получает приз и финансирование проекта от действующего предпринимателя или предприятия.
Мы стремимся закрепить новую роль руководителя проектов студентов. Из носителя готовых знаний преподаватель (куратор проектов) превращается в организатора познавательной деятельности, в проводника в новую для слушателя область знаний. Такой подход изменяет не только место преподавателя в рабочем процессе, а и психологический климат в проектных группах.
Для достижения результата необходимо формирование в учебном заведении педагогической среды, способствующей воспитанию у учащихся стремлений к новаторству, активной гражданской позиции, уважения к демократическим свободам, готовности к участию в преобразовании общества, направленном на улучшение качества жизни граждан в условиях поступательного развития рыночной экономики.
Предпринимательские проекты выполняются со студентами всех лет обучения. Это дает возможность старшекурсникам подготовить реальную основу для успешной профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. Те же, кто начинает участвовать в проектной деятельности на младших курсах, получает возможность оттачивать свое мастерство под руководством опытных наставников.
Дополнительно необходимо акцентировать внимание на возможности участия сотрудников предприятий, где будет осуществляться практическая реализация мероприятий из бизнес-планов слушателей в их разработке и защите. Через организацию проектной деятельности, возможно осуществлять непрерывность профессионального образования и связь образовательного учреждения с производством.
В процессе выполнения проектов, слушатели получают опыт общения с функционирующими предпринимателями и предприятиями. Их знания проходят «шлифовку» на предмет реальности и реализуемости. А защита на публике наделяет уверенностью, ораторскими навыками, прививает умение отстаивать свою позицию.
Для организации непрерывного профессионального образования особое значение имеет выполнение таких условий, при которых потребность в знаниях опережает их приобретения. Это, в первую очередь, предполагает использование технологий проблемно-развивающего обучения, а не традиционных технологий, ориентированных на репродуктивную деятельность.
В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
Библиографический список
1. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 417 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07575-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437823
2. Буров В. Ю., – Основы предпринимательства: Часть III, учебное пособие: [в 3 ч. / В. Ю. Буров; Забайкал. гос. ун-т. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Чита, ЗабГУ, 2018.
3. Форум идей малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://homeidea.ru, свободный.– Загл. с экрана. Яз. рус.