Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Екель В.В. Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов

Библиографическое описание:
Екель В.В. Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, заикание, образовательные маршруты.

Annotation. The article is devoted to the current problem of studying the features of the social and communicative development of older preschool children with stuttering in different educational routes.

Key words: social and communicative development, stuttering, educational routes.

Дошкольный возраст является важнейшим возрастным периодом в личностном развитии детей. Одним из основных направлений образования дошкольников, отображающих социальный заказ семьи и общества, представляется их социально-коммуникативное развитие [1, с. 16]. Современный взгляд такого развития ребенка выявляет главные принципы для вступления в социум через усвоение системы потребностей, социальной сферы интересов, ценностных установок, касающихся системы межличностных связей, коммуникаций с другими людьми. Речевые нарушения детей дошкольного возраста тормозят развитие у них коммуникативных навыков. К таким нарушениям речи относится заикание, при котором нарушается темпо-ритмическая организация речи, что обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Данный дефект затрагивает эмоционально-личностную сферу детей и выражается в неуверенности, внушаемости, отсутствии инициативы, желания выразить свое мнение, в пассивном следовании за другими, что, несомненно, затрудняет и искажает их социально-коммуникативное развитие.

Анализ литературных источников показал, что у дошкольников социальные и коммуникативные навыки общения самопроизвольно не образуются, поэтому одним из условий, удовлетворяющим требованиям социально-коммуникативного развития детей с заиканием, рассматривается разработка соответствующего образовательного маршрута, направленного на создание условий личностного развития детей, их положительной социализации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.

Для исследования была применена методика авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», предназначенная для обследования детей 5-7 лет [4, с. 3].

Участниками исследования стали 12 детей старшего дошкольного возраста заиканием 6-7 лет, из которых:

- в I группу вошли 6 детей, обучающихся по программе индивидуального образовательного маршрута, посещающих группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзивного дошкольного образования;

- II группу составили 6 детей, обучающихся по индивидуальной адаптированной программе, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

Согласно предмету исследования, мы провели диагностику только социально-коммуникативной компетентности, которая включала в себя обследование следующих умений:

− умение понимать эмоциональное состояние ровесника, взрослого человека (радостный, печальный, злой, веселый и т.д.) и рассказать о нём;

− умение относиться уважительно к окружающим его людям;

− умение получать необходимую информацию в общении и взаимодействии с другими;

− умение вести простой диалог как со взрослыми, так и с ровесниками;

− умение слушать других, прислушиваться к их мнению, интересам;

− умение не ссориться, не конфликтовать в спорных ситуациях;

− умение спокойно отстаивать своё мнение;

− умение как принимать помощь от других, так и оказывать ее;

− умение соотносить свои интересы, желания, с интересами других;

− умение принимать участие в коллективных делах.

По каждому параметру выделялись уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования показал, что для старших дошкольников с заиканием, посещающих как группы общеразвивающей направленности ДОУ в рамках инклюзии, так и группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи, характерны особенности социально-коммуникативного развития.

В I группе общеразвивающей направленности ДОУ у старших дошкольников с заиканием преобладает средний уровень социально-коммуникативного развития.

Низкий уровень развития – 2 ребенка (33,3%).

Средний уровень развития – 3 ребенка (50%).

Высокий уровень развития – 1 ребенок (16,7%).

Во II группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым развитием речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием преобладает высокий уровень социально-коммуникативных развития.

Низкий уровень развития – 0 детей (0%).

Средний уровень развития – 2 ребенка (33,3%).

Высокий уровень развития – 4 ребенка (66,7%).

Таким образом, анализ полученных результатов позволил нам выявить особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием независимо от образовательного маршрута, которые заключаются:

- в определении эмоциональных состояний людей, в возможности объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации;

- в получении необходимой информации посредством общения, ведения простого диалога с другими людьми;

- в отсутствии инициативности, в пассивном следовании за другими детьми, не высказывая своего мнения, желания;

- в умении выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

- в умении взять на себя функцию организатора взаимодействия, в умении распределения обязанностей между собой;

- в провоцировании конфликтных ситуаций, в отсутствии уважительного отношения к окружающим людям.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социально-коммуникативное развитие детей в дошкольном возрасте с заиканием зависит от организации психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются индивидуальные и возрастные особенности, включая программу образовательного маршрута.

По результатам исследования планируется разработка методических рекомендаций по развитию социальных и коммуникативных навыков общения у старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов.

Список использованной литературы

1. Бахтеева, Э.И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20.

2. Беляева, О.Л., Давыдова О.Г., Николина М.С. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с кохлеарными имплантами: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т м. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2020. – 170 с.

3. Гладкова, Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду, 2015. – № 3. – С. 5–7.

4. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина. – Из-во: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.

5. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 240 с.

6. Соловьёва, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2006. – №1. – С.62–67.
2023