Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гавренкова К. В., Марчук М. Ю. Особенности подготовки к выполнению заданий со связанными видами речевой деятельности (аудирование, чтение)

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf


Введение. Овладение навыками в различных видах речевой деятельности (при аудировании и чтении) является показателем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и выносится на итоговую аттестацию [1], Всероссийскую олимпиаду школьников.
Аудирование – это вид речевой деятельности, в котором происходит понимание воспринимаемой на слух речи. Это перцептивная, мыслительно-мнемическая деятельность, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций. Аудирование должно занимать важное место в обучении иностранному языку, поскольку понимание речи на слух составляет основу общения.
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, основанный на понимании информации, представленной в графической форме. С целью отработки техники чтения, способности к синтезу и анализу информации получаемой из разных каналов (аудио, зрительный), используются методы, позволяющие совмещать два вида речевой деятельности. [2]
Метод аудирование-чтение был впервые предложен иностранными полиглотами и апробирован при изучении японского, китайского, чешского языков. Като Ломб, венгерская писательница и одна из первых переводчиц-синхронисток, включала и аудирование, и чтение в свои принципы работы.
Цель исследования. Формирование вторичной языковой личности, способной осуществлять коммуникацию является главной целью обучения иностранным языкам, через повышение качества выполнения интегрированного задания аудирование-чтение.
Гипотеза. Применение метода аудирование – чтение поможет улучшить качество обучения, усовершенствует навыки владения видами речевой деятельности - аудирование чтение, а также повысит общий уровень владения иностранным языком.
Материалы и методы исследования.
Материалом исследования являются письменные работы обучающихся, собранные во время образовательного процесса (как в рамках уроков, так и внеаудиторной работы).
Отбор материала для заданий осуществлялся методом сплошной выборки. Основными принципами для выборки являются:
1.Наличие хорошо озвученной записи на изучаемом языке. В качестве материала актуально подойдут радио-программы, аудио-книги.
2. Аутентичность произведений, их оригинальность (сказки, фольклор, повести, романы, стенограммы радио-эфиров).
3.Наличие перевода произведения на родной язык (профессионального, любительского).
Методика предполагает, что материал может быть использован в разных видах упражнений:
1.Аудирование для понимания устной речи.
2. Аудирование во время прочтения текста на родном языке, для интеграции родного и иностранного языка.
3.Аудирование во время прочтения на иностранном языке (для совершенствования фонетической стороны речи и для соотнесения акустико-графического состава слов).
4.Аудирование и синхронное подражание аудиозаписи.
Общий объем прослушанных текстов не должен превышать 80-120 часов. Оптимальный вариант 20 - 40 часов для изучения нового материала, троекратное прослушивание каждой части текста. Задания должны соответствовать возрастной ступени обучающихся. Должен осуществляться плавный переход от простого к сложному.
Менее известной частью данного метода является отработка лексических единиц при смешивании и соединении частей предложения, изучаемой лексической единицей, при использовании различных грамматических конструкций. Режим выполнения устный или письменный.
Данный метод полезен при подготовке к международным экзаменам, всероссийской олимпиаде школьников, а также к одной из форм планируемой модели итоговой государственной аттестации.
В 2016-2017 учебном году было проведено пробное тестирование, в результате которого, были выявлены проблемы в выполнении обучающимися данного типа заданий. Процент не выполнивших тестирование составил 60 %, а 40 % обучающихся выполнили задание с различным количеством ошибок.
Таким образом, возникло противоречие между развитием современных тенденций в языковом образовании и неготовностью массовой школы к данному явлению. Проблема заключается в недостаточном количестве заданий данного плана в современных УМК и частичном применении заданий в образовательном процессе.
В УМК «FORWARD» под редакцией М.В. Вербицкой данный метод реализуется со ступени начальной школы. Каждый раздел учебника сопровождается хорошей аудиозаписью и текстом, соответствующим психо-возрастным особенностям обучающихся. Учебники 4 и 5 классов пронизаны сквозной историей про главных героев и их противников.
Разделы программы для 4 класса:
1.       Новые друзья.
2.       Сообщение на компьютере.
3.       Компьютерный журнал.
4.       В дождевом лесу.
5.       Что ты знаешь о дождевых лесах?
6.       Что ты знаешь о России?
7.       Найти Джозефа Александра.
8.       Столичный город.
9.       Едем!
10.   Бино приходит на помощь.
11.   Лесной ангел.
12.   Призрак в тумане.
13.   Картина на стене.
14.   Послание в храме.
15.   Где же мистер Биг?
16.   Возвращение домой.
Таким образом, выделяя на активное прослушивание и чтение по 2 часа при изучении разделов программы в течение учебного года, объем прослушанных и прочитанных текстов составляет 32 часа.
Разделы программы для 5 класса, содержащие сквозную историю с главными героями, продолжают включать задания на поиск информации в прочитанном и прослушанном тексте, ее переработку:
1. Давайте делать журнал.
2. Соревнование.
3. На студии фильмов.
4. На нефтяной платформе.
5. В Америку!
6. Мистер Биг строит планы.
7. Каким путем добраться?
8. Праздники в США
9. Где капсула?
10. Можем ли мы поговорить с Риком Мореллом, пожалуйста?
11. Остров Мистера Бига.
12. Остова в южной части Тихого океана.
13. Пещера мистера Бига.
14. Прощальная вечеринка.
Таким образом, в течение 28 учебных часов идет отработка связанных заданий аудирование-чтение. Обучающиеся вовлекаются в процесс создания персонажами учебника школьного журнала “Forward”, что является продолжение начатой в начальной школе истории – комикса о приключениях английских школьников. Журнальный принцип построения учебника позволяет расширить тематику изучаемых аутентичных текстов в различных видах речевой деятельности, особенно в связке аудирование-чтение.
На этапе основной школы идет дальнейшая подготовка. На данной стадии целесообразно предъявлять задания в требуемом формате. На протяжении 3 лет были отобраны и систематизированы задания из материалов подготовки к международным экзаменам, всероссийской олимпиады школьников, опубликованных перспективных моделей КИМ ГИА.
Формат тестирования предлагает два текста, объединенных одной темой и списка утверждений. Необходимость соотнести утверждения с одной из групп (идея представлена в обоих источниках информации, только в тексте для чтения, только в тексте для аудирования, нет ни в одном источнике) требует не только хорошего знания языка, но и применение методов синтеза и анализа текста. [3] В ходе аудирования задействованы когнитивные процессы (акустико-фонетический, словоузнавательный, синтаксический анализ, семантический анализ, анализ прагматических особенностей), когнетивные стратегии (реконструкция, синтез, умозаключение, перевод, предположение) и метакогнитивные стратегии.
Профессор Т. Брунфаут и А. Руктонг [4, 5] в 2015-2020 годах представили ряд исследований о роли аудирования при выполнении интегрированных заданий основанных на компоненте аудирование-чтение. Исследователи сделали вывод, что успешность выполнения данного формата зависит от уровня развития навыков аудирования.
Результаты. Мониторинг результатов Итоговой государственной аттестации, участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку изменился в сторону улучшения. В 2016/2017 году в ОГЭ принимал участие 1 обучающийся, набравший 41 балл. Затруднение были вызваны заданиями по аудированию и чтению. В ходе работы по предложенной методике на ЕГЭ в 2018/2019 были устранены проблемы в данных видах речевой деятельности.
В таблице 1 представлены результаты независимой (внешней) оценки достижений обучающихся гимназии, опубликованных в статистических сборниках и приказах Управления образования Старооскольского городского округа.
Таблица 1.
Результаты, достигнутые обучающимися во время работы по методике
Учеб. год
Кол-во участников олимпиад и конкурсов
Результативность
Количество участников ОГЭ
Средний балл
Количество участников ЕГЭ
Средний балл
2016/2017
18
участники
1
41
0
0
2017/2018
50
победители и призеры на муниципальном уровне «Меня оценят в 21 веке».
0
0
4
58
2018/2019
60
Победители и призеры на муниципальном уровне в конкурсе «Полиглотик-2019», «Шире круг».
3
55
3
66
2019/2020
65
Победители и призеры на муниципальном уровне в конкурсе «Полиглотик 2020».
Нет данных



Данный метод привел к развитию таких качеств мышления как гибкость, поисковая активность. Обучающиеся приобрели опыт активного взаимодействия на основе познавательной деятельности.
Заключение. Педагогическая деятельность на уроках иностранного языка с применением метода аудирование - чтение дает возможность решить проблемы лингвистической подготовки обучающихся для успешного выполнения интегративных заданий в ходе Итоговой Государственной Аттестации, в олимпиадах и конкурсах, при сдаче международных экзаменов.
Данная методика соответствует требованиям ФГОС (2010) к достижениям предметных, метапредметных и личностных результатов. В части формирование иноязычной коммуникативной компетенции, коммуникативных умений, познавательных универсальных учебных действий, что способствует достижению деятельностного характера обучения.

Библиографический список

1. Вербицкая, М.В, Махмурян, К.С., Трубанева, Н.Н. 2019, «Особенности перспективной модели контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам»/М.В. Вербицкая и др.//Педагогические измерения.-2019.-№2.-С.9-19
2.Радионова, С.А., Ибрагимова, Р.И. 2018, «Развитие навыков критического чтения в процессе обучения иностранному языку»/С.А. Радионова, Р.И. Ибрагимова// Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества. Материалы V международной научно-практической конференции. – Казань.-2018. С.121-127.
3. Решетникова, О.А. 2019, «Подходы к оценке метапредметных результатов и креативности в контрольно измерительных материалах государственной итоговой аттестации»/О.А.Решетникова//Педагогические измерения.-2019.№2.С.-.5-8.
4. Anchana, R., Brunfaut 2020, «Is anybody listening?: The nature of second language listening in integrated listening-to-summarize tasks»/ Anchana, R., Brunfaut, /T. 2020 In: Language Testing. 37, 1, p. 31-53. 23 p.
5. Brunfaut, Tineke; Rukthong, Anchana 2018, «Integrative testing of listening.» / The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. ed. / John I. Liontas. John Wiley & Sons, Inc., 2018. p. 1-7.
2020