Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Современные технологические достижения, глубокие социально-экономические кризисы и глобальная переоценка ценностей требуют подготовки юристов нового типа, обладающих мобильностью и высокой нравственной культурой.
Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что однозначно не определено понятие профессиональной культуры. Авторы по-разному определяют сущность и структуру культуры специалиста. Под профессиональной культурой Б.С. Ерасов понимает совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. В ней «действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности». Профессиональная культура - это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях.
Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации будущих юристов, является формирование нравственной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в деятельности. Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Культура будущего юриста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.
Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.
Волонтерская деятельность в нашем колледже опирается в своем развитии на отечественные традиции добровольчества и благотворительности.
В настоящее время волонтерство достаточно активно развивается как на региональном, так и федеральном уровнях, поскольку совершенно очевиден факт того, что государство не в состоянии решить все социально-экономические проблемы без деятельного участия самих граждан.
Волонтерское движение - это системная работа администрации колледжа и студентов. Оно предусматривает демократическое управление; признание равенства личных и общественных потребностей; добровольность и право выбора деятельности; неформальность, нестандартность содержания деятельности; выбор средств достижения целей; совместное решение проблем; готовность защищать интересы других; личностный рост волонтеров.
Вовлеченность обучающихся в добровольческую деятельность способствует развитию гражданско-патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов; укреплению общечеловеческих ценностей; развитию духовно-нравственных ценностей; снижению агрессивности и снижению рисков вовлечения молодежи в антиобщественные поступки; развитию готовность к сотрудничеству с другими людьми; развитию самовыражения, самоопределения, самореализации; развитию уважения к другой точке зрения, культуре, религии; творческому росту.
Сегодня важно решить задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, укрепить базовые ценности и ориентиры, позволяющие человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.
Студенты Гуманитарного колледжа являются членами волонтерского движения более 8 лет, поэтому логично с уверенностью утверждать, что волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду.
Направления добровольческой деятельности в колледже многообразны: организация помощи детским домам и интернатам; организация помощи пожилым людям, инвалидам и ветеранам; помощь в организации и проведении интеллектуальных конкурсов среди молодежи и подростков; помощь в проведении спортивных и туристических мероприятий; организация и проведение творческих мероприятий, конкурсов, праздников в колледже; трудовая помощь (организация субботников); участие в добровольческих акциях России, региона и города (Волонтеры Победы, Георгиевская ленточка, Свеча Памяти, Письмо ветерану, высадка саженцев деревьев).
Студенты Гуманитарного колледжа на Молодежном форуме ПФО «iВолга» в 2016 году в номинации «Поколение добра» представляли проекты «С Ангелом в пути!» (православное паломничество силами молодежи) и «Больничные клоуны» (проект по работе с детьми в больницах и стационарах). В текущем учебном году на форуме будут представлены три проекта.
Своими силами студенты разрабатывают постановки сказок, репетируют, готовят костюмы, подбирают музыку и выступают в интернатах, детских домах. Оказывают помощь в уборке территорий детских домов и социальном приюте. Готовят и проводят мастер-классы и мероприятия для учеников коррекционной школы для слабовидящих детей.
Оказывают помощь инвалидам и пожилым людям по адресам ГБУ СО «ЦСО Автозаводского района г.о. Тольятти». Помогая пожилым людям и инвалидам в уборке жилых помещений, стараются не только улучшить быт, но и поддержать беседу. Ведь многие из них одиноки.
Обозначенные направления дополняются другими направлениями в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих организаций.
Добровольческая деятельность студентов колледжа имеет следующие формы:
· одноразовые мероприятия и акции, проекты;
· региональные конференции, фестивали, конкурсы, благотворительные сезоны.
Для привлечения студентов и молодежи к волонтерской деятельности создана группа «Волонтеры Гуманитарного колледжа Твори Добро» В Контакте.
Волонтерство – это бескорыстная и добровольная деятельность ради блага других людей, не являющихся друзьями и не связанные семейными отношениями.
Добровольчество – свободно принимаемые человеком моральные и нравственные обязательства. Люди помогают друг другу, и это дает им чувство удовлетворения от выполнения своего человеческого долга. Эта помощь, самопомощь, взаимопомощь, строящаяся на единении людей, общении в братстве и любви.
Заботясь о других, люди становятся человечными. Помощь ближнему, духовное единение, милосердие – это исконно русские добродетели, которые так важно сегодня возродить в нашем обществе.
Добровольческая деятельность позволяет через конкретные дела укреплять духовно-нравственные ценности, являющиеся основой социальной стабильности.
Она способна уменьшить агрессивность и риск быть вовлеченными в антиобщественные действия. Создание условий свободного доступа к волонтерской деятельности, привитие ценностей общественного служения способствует достижению важнейшей цели государства – укреплению в обществе таких духовно-нравственных фундаментальных ценностей, как человеколюбие, честность, солидарность, отзывчивость, сострадание.
Добровольчество отвечает присущей человеку необходимости быть общественным, находится в коллективе, ценностям и целям которой он может соответствовать. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих человеку.
Таким образом, волонтерство для молодежи – это, прежде всего, любимое занятие, перетекающее в образ жизни.
Участие будущих юристов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем – тех факторах, на которых базируется успешность человека как состоявшейся зрелой высоконравственной личности.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за проведенные акции и мероприятия и т.д.
Добровольческая деятельность формирует у обучающихся привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей. Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной социальной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать и организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Таким образом, участие будущих юристов в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.
Библиографический список
1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, 2 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000 - 591 с.