НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н. И. Эстетическое развитие дошкольников через интегрированные музыкальные занятия

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Основной целю интегрированных занятий является: - объединение различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей.
Основными задачами занятий являются:
·          формирование эстетического восприятия окружающего мира;
·          приобщение к миру искусства;
·          воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
·          развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
·          детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности;
Интегрированные занятия дают ребенку достаточно ши­рокое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании мно­гообразного мира материальной и художественной культуры. Ос­новной акцент приходится не только на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрирован­ные занятия также предполагают обязательное развитие творчес­кой активности детей. К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез: - содержания изучаемого материала, теоретического и прак­тического обучения; - предметов образовательного цикла между собой; - деятельности двух или более педагогов.
Наряду с интегрированными занятиями педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности,
но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления. Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.
Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
Все более популярными становятся интегрированные занятия в детском саду, так как позволяют охватить большую сферу знаний, нежели чем при разбивке занятий по конкретным предметам. Я считаю, что окружающий детей мир познается ими едино во всем его многообразии, поэтому информацию, преподнесенную объединено, а не раздроблено на отдельные фрагменты, ребенок воспринимает легче. Приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого я рассказываю детям о различных музыкальных жанрах, развиваю у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у детей формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности.
Одной из основных задач является развитие умение передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Преимущества интегрированных музыкальных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое – либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес. Подталкивая детей к мыслительной деятельности, интегрированные музыкальные занятия учат получать информацию, мысля не стандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Занятия проходят в игровой форме и переносятся детьми намного легче, чем занятия по отдельным частям. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом. Конспекты для проведения интегрированных занятий отличаются от обычных. Занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается информация, при помощи которой эти решения можно найти. Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности совместно с музыкой. В современной жизни взрослые желают, как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.
Вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий.
·          не перегружать;
·          не переутомить новыми впечатлениями;
·          не отбить желание познавать;
·          не повторяться;
Сценарий интегрированного занятия «Волшебная Снежинка»
Цель: - интегрированные музыкальные занятия должны обеспечить целостное восприятие окружающего мира, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психологического довольства и недовольства (радость, удивление, интерес), создать условия для развития творческой активности детей и благоприятную атмосферу в музыкальном зале.
Образовательные задачи:
·          формировать и тренировать психомоторные функции детей;
·          формировать навыки в самостоятельном расслаблении;
·          формировать коррекцию настроения и отдельных черт характера ребенка;
Развивающие задачи:
·          приобщать детей слушать музыкальную сказку;
·          совершенствовать художественно – образные исполнительские умения;
·          развивать творческую самостоятельность, выразительность, мелкую моторику;
·          научить детей складывать и вырезать «Снежинку» по показу музыкального руководителя.
Демонстрационный материал: - три стола, стулья по количеству детей, ножницы, белая бумага, блестящая синяя мишура, клей по количеству детей.
Ход занятия: - На фоне тихой классической музыки музыкальный руководитель рассказывает сказку.
Музыкальный руководитель: - Наступила белоснежная зима. Деревья одели белые шубки, дома нарядились в белые шапки. Снег засыпал все дорожки. Далеко – далеко на Севере родилась маленькая снежинка, звали ее Снежка, она была необыкновенной красоты. Снежка вместе со своими подружками веселилась на ярком зимнем солнышке. Лучики ее переливались на солнце серебристым цветом. Однажды под вечер Снежка со своими подружками водили хоровод, играли в зимние игры, веселились и не заметили, как налетела Снежная Вьюга. Она была такая сильная, что от ее колючего ветра Снежинки разлетелись в разные стороны. Вьюга подхватила Снежку своим холодным вихрем и понесла ее над лесами, и полями. Снежка очень испугалась, потому что она улетала все дальше и дальше от своего снежного домика.
Вьюга еще долго кружила и засыпала снегом дорожки и тропинки, затем она успокоилась, опустила Снежку на елочку и сказала:
- «Ты вернешься домой только тогда, когда сделают такую же красивую Снежинку, повесят на новогоднюю Елочку, и загадают желание!» Снежка спросила у Вьюги: - «А, кто же сделает такую Снежинку?» Вьюга ответила: - «Ты сама потом узнаешь!», и улетела в неизвестном направлении. Снежка осталась одна в лесу. Она сидела на елочке и горько плакала. Тут неожиданно появился снегирь Тема, он присел отдохнуть на ту же самую елочку, где сидела Снежка. - «Что такое, кто - то плачет, но я никого не вижу, кто здесь?» - спросил Тема. – «Это я, снежинка Снежка!»
- «А почему ты плачешь?» - спросил Тема и Снежка ему все рассказала.
Тема говорит Снежке, - «Ты не отчаивайся, я знаю, кто тебе поможет, ты
скоро будешь дома!». И вот сегодня, рано утром, ко мне в окошко постучался снегирь Тема, рассказал всю эту историю, и попросил помочь Снежке. Музыкальный руководитель: - Ребята, давайте мы с вами сделаем волшебную Снежинку, отнесем ее домой, повесим на новогоднюю елочку и загадаем желание. Ваше желание обязательно сбудется, а Снежка вернется домой!
Музыкальный руководитель: - Сейчас берем лист бумаги, смотрим на меня и складываем, как я. Теперь берем ножницы и вырезаем снежинку. Нужно очень аккуратно разворачивать снежинку, что бы она не порвалась. У вас на
столе лежит мишура, это для украшения вырезанной снежинки.
Дети по показу музыкального руководителя вырезают снежинку, приклеивают мишуру.
Музыкальный руководитель: - «А теперь давайте посмотрим, какие красивые, разные снежинки у вас получились! Не забудьте загадать желание, потому, что вы сделали волшебные снежинки!»
Музыкальный руководитель: - На этом наше занятие закончилось, аккуратно берем свои снежинки и возвращаемся в группу. Всем удачи и исполнения желания в Новом Году!
 Библиографический список:
1. О.В. Гридчин «Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств» Белгород, 2009г.
2. С.М. Зырянова «Формирование представлений о художественном образе у дошкольников на основе интеграции выразительных средств музыки и изобразительного искусства», Екатеринбург – 2010г.
3. Т.С. Комаров «Интеграция в эстетическом воспитании детей», Москва 2006г.
4. М.А. Михайлов «развитие интегрированных музыкальных способностей детей», - М; 2005г.
 Сведения об авторах:
Ермолаева Н.И. – музыкальный руководитель Государственного Бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт - Петербурга
 
2021