В дошкольных учреждениях часто недооценивают работу, направленную на формирование умений детей создавать текст. Данный факт таит основание считать, что поиск новых подходов к развитию у детей связной речи при помощи активизации их мышления, эмоций и фантазии имеет особое педагогическое значение. По сравнению с традиционной методической системой для развития| связной речи, новым является использование в работе материала для стимуляции вербального выражения, концепции о специфичном детском мировосприятии и их приемах организации педагогического межличностного взаимодействия. Традиционно развитие связной речи рассматривается как переход пересказа при помощи наглядных пособий (не только мотивированной посредством наглядности, но и определенной по содержанию) к речевой деятельности без наглядной опоры. Данный подход недостаточно представлен в новых учебных пособиях, ориентированных на официально утвержденную программу. В них, исходя из коммерческих целей, развитие связной речи осуществляются на основе использования картинного материала и не учитываются исключительно ценные формы и способы стимулирования текст образования, причем с постепенным отказом от опоры на наглядность. Это становится особенно фатальным по отношению к речевому развитию в старшей группе, в которой ребенок должен уметь планировать и составлять рассказ с вариативным содержанием. В зависимости от задачи ребенок может составлять определенный тип текста, стремясь овладеть различными видами рассказывания и руководствуясь коммуникативной интенцией. Составление рассказов, по ключевым словам, и словосочетаниям сложная задача для детей, так как требует от них построения целостной законченной смысловой структуры, опираясь на ее отдельные элементы и умение находить логическую взаимосвязь между ними для их введения в контекст развивающихся событий. Слово обладает ассоциативными возможностями создания различных образов, потому что на уровне сознания оно связывается с полученными представлениями о различных конкретных предметах и явлениях. Воспроизведение определенной комбинации слов вызывает множество представлений, связанных с процессами памяти и воображения, и ассоциативных связей. Это доказывает определяющую роль рассказа, по опорным словам, для активизации ассоциативного мышления и комбинативного воображения, которые лежат в основе творчества. Организуя работу над этим более сложным видом «чисто словесных» рассказов, я имела в виду точку зрения Джанни Родари, считавшего что решающее влияние на детскую фантазию оказывают рассказы, начинающиеся двумя случайно выбранными словами (бином фантазии). «Одна история может возникнуть только из бинома фантазии», — отмечает Дж. Родари в своей «Грамматике фантазии». Модель сочинения, которая описана в ней итальянским писателем, известным своим оригинальным литературным творчеством для детей, благоприятствует и стимулирует продуцирование различных типов рассказов маленькими детьми. Оказывается, что необычайная комбинация влияет на воображение намного сильнее, чем комбинация логически и наглядно связанных слов. Дети решают подобную задачу после усвоения способа составлять рассказы по словам с семантической близостью или вызывающими близкие ассоциации. Это показывает их неумение придумать и создать сюжет, если он не подсказан им экспериментатором, педагогом или при помощи комбинации слов. Поэтому сначала в качестве опорного материала могут быть использованы слова, провоцирующие ребенка на придумывание определенной истории или легко связывающиеся в общий сюжет. Экспериментальная работа базировалась как на исследованиях Дж. Родари. При практическом применении этой модели я встретилась со значительными трудностями некоторых из намеченных этапов. Я предлагаю свой собственный вариант этой модели, который выглядит следующим образом. · Рассказ по одному слову (прием «брошенного слова» — по Дж. Родари). · Рассказ, по опорным словам, (два или три). · Рассказ при помощи «бинома фантазии» Дж. Родари (два-три слова без семантической связи между собой): 1) рассказ на основе двух или трех слов, одно из которых обязательно является существительным собственным или названием одушевленного предмета: врач, лес, дождь; 2) рассказ по двум или трем словам — существительным нарицательным, названиям неодушевленных предметов: радуга, лягушонок, воздушный шар; 3) рассказ по двум словам — существительным нарицательным, связанным с различными предлогами (собака в/с коробке/ой); 4) рассказ по существительному нарицательному и глаголу (чемодан, летит); 5) рассказ по существительному нарицательному и прилагательному (сердце — золотое, дверь — говорящая); 6) рассказ по неологизму, полученному из двух слов. Бином можно создать несколькими словами, обозначающими сюжет знакомой сказки (Золушка, фея, хрустальная туфелька), и прибавлением одного необычного и не связанного с другими словами слова — мел. Нарушение сюжета знакомой сказки воспитывает способность изменять сюжетную линию и позволяет экспериментировать. Тот же самый эффект получается, если рассказчик «ошибается» или притворяется, что не знает сказки, это толкает ребенка забрать функции рассказчика у взрослого и рассказать сказку самому. В этот момент педагог может спровоцировать ребенка на то, чтобы он расширил сюжет в выбранную взрослым сторону. В процессе исследования мы убедились, что составление рассказа успешнее всего происходит при решении проблемной ситуации, обозначенной с помощью слов, хорошо знакомых детям. На основе новых представлений дети составили богатые и интересные рассказы. В большинстве из них сюжет рассказывал о маленьком лягушонке, впервые увидевшем радугу. Она ошеломляет его своей красотой, и он решает полюбоваться ею поближе. Особый интерес вызывает у детей объединение пары слов в одно слово (неологизм) — например, слово носорог получено из носорога и ноготь. Дети создают семантическое поле путем заполнения объема нового понятия содержанием. Это одновременно процесс продуцирования рассказа, в котором новый фантастичный образ — главное действующее лицо. Анализ рассказов на предмет оригинальности и богатства идей, вложенных в них детьми, художественной образности и эмоционального богатства подтверждают тезу, что рассказ, по опорным словам, является средством стимулирования творческого воображения и мышления детей тогда, когда подобранная комбинация слов не задает определенный сюжет, а дает возможность для вариативности при его создании. Следовательно, можно сказать, что важное рефлекторное звено для формирования словесно-творческих умений — педагогическое воздействие, посредством стимулирования деятельности мышления и воображения в условиях активного использования и применения в связной речи.
Библиографический список
1. Балабанова, М. Грамматика фантазного дискурса/ М. Балабанова. - София, 1999. 2. Даскалова, Ф. Методика обучения родному языку в детских садах/ Ф. 3. Даскалова.- Пловдив, 1993.Новлянская, 3. Почему дети фантазируют/ 3. Новлянская. - М.,1978. 4. Петрова, В. Родная речь в детском саду / В. Петрова.- Велико- Тырново, 2003.