Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Признавая приоритет семейного воспитания, необходимо перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада.
Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско- педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Перед педагогическими коллективами стоит сегодня важная задача создания благоприятных условий для активного вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность ДОО.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, одной из главных целей муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Калинка» стало установление партнерских отношений, поиск новых форм, современных приемов и методов взаимодействия педагогов с родителями, направленных на повышение их активности, как участников образовательного процесса. Поэтому перед педагогами стоят следующие задачи:
•Приобщить родителей к жизни детского сада.
•Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка.
•Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями.
•Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию интересных форм работы.
•Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей.
•Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.
Выделяются два основных направления взаимодействия с семьей:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно постараться организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьёй:
· Открытость детского сада для семьи.
· Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
· Отсутствие формализма в организации работы с семьёй.
· Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
· Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:
1. Коллективные.
2. Индивидуальные.
3. Наглядно – информационные.
4. Информационно-коммуникативные.
Формы коллективного взаимодействия с родителями:
· родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме (круглый стол, диспут, КВН, игротека, мастер-класс и т.д.), с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры и т.д.) и других специалистов из общественных организаций (библиотекарь, сотрудники полиции, педиатр и. прочие).
· Совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении непосредственно образовательной деятельности.
· Проведение акций различной направленности.
· Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
· родительские уголки.
· групповой альбом.
· родительская газета.
· фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы c родителями:
На базе МБДОУ №5 Калинка, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, работает Консультационный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников и детей, не посещающих дошкольное учреждение, с целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей. На базе данного пункта, родители могут получить консультации:педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада, а также на странице в Инстаграм, где любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОО, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.