Библиографическое описание:
Мамедова Т.В. Воспитание у детей экологической культуры посредством чтения литературы о природе // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Экологическое чтение – один из самых эффективных способов активизации интереса детей к познанию природы. Используя этот метод уже в течение нескольких лет, мы замечаем положительные результаты: дети стали чаще обращать внимание на красоту окружающего мира, проявлять инициативу заботиться и преумножать ее богатства посильным для них способом (посадка растений, уход за ними, кормление птиц в холодное время и т.д.).
Применение экологической литературы позволяет решить целый ряд образовательных задач, а именно:
• формировать, закреплять и систематизировать имеющиеся у детей представления о природе;
• развивать у дошкольников способность к прогнозированию результатов тех или иных событий в окружающей среде;
• воспитывать у детей ответственность за защиту природных богатств, побуждать к природосбережению.
Полученные в дошкольном возрасте знания становятся прочной основой, на базе которой в дальнейшем формируются дальнейшие убеждения. Таким образом, отвечая за начальную ступень образовательной системы, мы должны решить важнейшие вопросы по формированию у детей первооснов экологической культуры, используя все многообразие доступных методов и средств. Современной педагогике известно их великое множество, большинство уже стали традиционными, но не менее значимыми. Среди них: наблюдение в природе, экскурсии, прогулки, беседы и занятия, дидактические игры и пр. Относительно новой формой работы в области экологического воспитания стало чтение детям экологических сказок.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку использую в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.
Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Литература представляет богатый материал об экологии, на основе которого маленькие дети учится любить природу, беречь и охранять её. Конечно, книги не заменят живого общения с природой – походов, отдыха у реки, прогулок по парку и лесу и даже детских игр на природе. Но книги помогут детям глубже погрузиться в душу природы, стать её частицей, лучше понять. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
В процессе работы с детьми мной было замечено, что природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, следует непосредственно взаимодействовать с природой, а не только изучать её по картинкам. Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры.
Можно говорить о том, что экологическая сказка по повышению уровня экологической воспитанности и бережного отношения к природе у старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.
Литература
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 7.
2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. №7.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2017.
4. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2016.
5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2017.
6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018, № 7.
Мамедова Т.В. Воспитание у детей экологической культуры посредством чтения литературы о природе // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Экологическое чтение – один из самых эффективных способов активизации интереса детей к познанию природы. Используя этот метод уже в течение нескольких лет, мы замечаем положительные результаты: дети стали чаще обращать внимание на красоту окружающего мира, проявлять инициативу заботиться и преумножать ее богатства посильным для них способом (посадка растений, уход за ними, кормление птиц в холодное время и т.д.).
Применение экологической литературы позволяет решить целый ряд образовательных задач, а именно:
• формировать, закреплять и систематизировать имеющиеся у детей представления о природе;
• развивать у дошкольников способность к прогнозированию результатов тех или иных событий в окружающей среде;
• воспитывать у детей ответственность за защиту природных богатств, побуждать к природосбережению.
Полученные в дошкольном возрасте знания становятся прочной основой, на базе которой в дальнейшем формируются дальнейшие убеждения. Таким образом, отвечая за начальную ступень образовательной системы, мы должны решить важнейшие вопросы по формированию у детей первооснов экологической культуры, используя все многообразие доступных методов и средств. Современной педагогике известно их великое множество, большинство уже стали традиционными, но не менее значимыми. Среди них: наблюдение в природе, экскурсии, прогулки, беседы и занятия, дидактические игры и пр. Относительно новой формой работы в области экологического воспитания стало чтение детям экологических сказок.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книжку использую в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.
Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления, включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.
Литература представляет богатый материал об экологии, на основе которого маленькие дети учится любить природу, беречь и охранять её. Конечно, книги не заменят живого общения с природой – походов, отдыха у реки, прогулок по парку и лесу и даже детских игр на природе. Но книги помогут детям глубже погрузиться в душу природы, стать её частицей, лучше понять. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.
В процессе работы с детьми мной было замечено, что природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Для того, чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой, следует непосредственно взаимодействовать с природой, а не только изучать её по картинкам. Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры.
Можно говорить о том, что экологическая сказка по повышению уровня экологической воспитанности и бережного отношения к природе у старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна.
Литература
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. № 7.
2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. №7.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2017.
4. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2016.
5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2017.
6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018, № 7.