НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Садоменко Н. В. Конспект игровой деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Речевое поле чудес»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Цель: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные.
· Активизировать и обогащать словарь по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
· Закреплять обобщающие понятия.
· Упражнять в образовании множественного числа существительных.
· Упражнять в согласовании имён прилагательных с именами существительными.
· Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
· Упражнять в образовании относительных прилагательных.
Развивающие
· Развивать, внимание, память, мышление.
· Развивать активность, самостоятельность, инициативность.
Воспитательные
Формировать навык сотрудничества в игре.
Участники игры: дети старшей группы компенсирующей направленности.
Организатор игровой деятельности: воспитатель детского сада.
Оборудование:
Игровое пособие «Занимательный волчок», скрипичный ключ на подставке.
Конверты с речевыми играми:
1. «Какой сок? Какое варенье?
2. «Разложи овощи и фрукты в корзинки»
3. «Овощные и фруктовые пазлы»
4. «Овощная ладошка»
5. «Приметы осени»
6. «Великаны и гномы»
7. «Один – много»
Ход игровой деятельности:
В начале игры воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель. Есть одно дело для вас,
Я прочту стихи сейчас
Я начну, вы завершайте
Хором дружно отвечайте.
Воспитатель. Согласится со мной детвора, в детстве главное дело … (игра).
Воспитатель. Ребята, вы любите играть в различные настольные занимательные игры? (ответы детей)
Воспитатель. В какие игры вы больше всего любите играть? (ответы детей) Воспитатель. Да, действительно, в нашей группе много интересных игр. Наверное, сложно выбрать в какую игру поиграть в первую очередь? Вы со мной согласны? (ответы детей)
Воспитатель. Может быть вы знаете, как можно выбрать игру? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, я тоже знаю один способ, который нам может помочь в выборе игр. Посмотрите, у меня есть вот такой «Занимательный волчок». Хотите попробовать выбрать игры с его помощью? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете где нам будет удобнее расположиться? (ответы детей)
Воспитатель. Для того, чтобы выбрать игру, нам нужно покрутить волчок. На какой игре остановится стрелка, в ту игру мы и будем играть. Ну, что готовы? (ответы детей)
Воспитатель. Кладите руки на волчок и все вместе повторяйте:
«Ты крутись, крутись волчок.
Помоги ты нам дружок!
Стрелку быстро поверни,
На игру нам укажи!»
Звучит музыка. Дети вместе с воспитателем запускают волчок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на что указывает стрелка? (ответы детей)
Воспитатель. Верно, стрелка нам показала на сектор с жёлтым кругом. Как выдумаете, что это значит? (ответы детей)
Воспитатель. Да, ребята, вы правы нам нужно выбрать конверт с таким же знаком.
Дети подходят к столу, на котором разложены игры, выбирают нужный конверту и играют в выбранную игру. Затем снова проходят за стол с волчком и выбирают следующую игру.
После того, как дети поиграют в несколько игр, воспитатель объявляет музыкальную паузу, ставит на стол скрипичный ключ
Воспитатель. Ребята, а сейчас у нас музыкальная пауза!
Дети вместе с воспитателем выполняют под музыку физкультминутку.
Воспитатель. Вот мы с вами немного отдохнули и можем снова продолжить нашу игру. Хотите? (ответы детей)
Воспитатель. Кладите руки на волчок, и все вместе повторяйте:
«Ты крутись, крутись волчок.
Помоги ты нам дружок!
Стрелку быстро поверни,
На игру нам укажи!»
Звучит музыка. Дети вместе с воспитателем запускают волчок и играют ещё в несколько игр.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня поиграли в интересные игры, были очень внимательными. Вам понравилось играть? (ответы детей)
Воспитатель. Сегодня мы не успели поиграть во все игры, но мы сможем продолжить и поиграть завтра. Хотите? (ответы детей)
Приложение
1.       Речевая игра «Какой сок? Какое варенье?»
Цель. Формирование навыков образования относительных прилагательных.
Материалы и оборудование. Силуэты больших и маленьких банок с наклеенными на них картинками овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, осенью мы собираем урожай. А как мы можем сохранить его на зиму? (ответы детей).
Воспитатель. Верно, ребята, мы делаем заготовки. Вот и я сделала заготовки на зиму. В большие банки я закрыла сок, а в маленькие – варенье. Вы поможете мне разобраться что в каких банках находится? Справитесь? (ответы детей).
Воспитатель. Выберите себе по одной маленькой и по одной большой банке.
Каждый ребёнок берёт по одной маленькой и по одной большой банке и по очереди отвечает на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Что нарисовано на этой банке? (слива, персик, груша, яблоко, вишня...) Значит это какое варенье? (сливовое, персиковое, грушевое, яблочное, вишнёвое …).
2.       Речевая игра «Разложи овощи и фрукты в корзинки?»
Цель. Формирование навыков согласования прилагательных с существительными, правильного употребления предлога «в», закрепление обобщающих понятий овощи, фрукты.
Материалы и оборудование.
Две корзинки, карточки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, посмотрите какой богатый урожай нам подарила осень! Что изображено на картинках? (ответы детей).
Воспитатель. А как мы можем назвать их одним словом? (ответы детей).
Воспитатель. Верно, это овощи и фрукты. Но посмотрите, они все смешались и их нужно разложить в две корзинки. Поможете мне? Справитесь?
Дети по очереди берут по одной картинке и кладут в нужную корзинку, отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Что это? Какого он (она) цвета?( Какого он (она) формы? В какую корзинку ты его (её) положишь? Почему? Что ты положил в корзинку? (Я положил в корзинку овальный зелёный огурец).
3.       Речевая игра «Великаны и гномы»
Цель. Формирование навыков образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, согласования прилагательных с существительными, правильного употребления предлога «в».
Материалы и оборудование.
Большая и маленькая коробки. Картинки изображением с больших и маленьких овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, жители сказочной страны тоже собрали богатый урожай овощей и фруктов! Эти овощи и фрукты одинаковые по размеру? (ответы детей).
Воспитатель. Верно, здесь есть и большие, и маленькие овощи и фрукты. Нам нужно собрать две посылки. Одну для великанов, а другую для гномиков. Вы поможете жителям сказочной страны? Справитесь? (ответы детей).
Воспитатель. Тогда, мы будем по очереди брать по одному картинке и класть её в нужную коробку.
Дети по очереди берут по одной картинке и кладут в нужную корзинку, отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Что это? Куда ты его (её) положишь? Что ты положил в большую (маленькую коробочку)? (большое яблоко), (маленькое яблочко).
4.       Речевая игра «Овощные и фруктовые пазлы»
Цель. Формирование навыков правильного употреблению предлога «в» и «на».
Материалы и оборудование.
Картинки с изображением сада, огорода, овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что изображено на этой картинке? (ответы детей).
Воспитатель. Верно, это сад? Что растёт в саду?
Где растут фрукты? (на дереве.).
Воспитатель. Ребята, а что изображено на этой картинке?
Воспитатель. Верно, это огород. Что растёт в огороде?
Где растут овощи? (на грядке).
Воспитатель. Ребята, вы сможете собрать эти пазлы правильно и поместить овощи и фрукты на свои места? Справитесь? (ответы детей).
Дети по очереди берут по одной картинке и собирают пазлы, отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитатель. Что это? (баклажан, груша) Где он (она) растёт? (в огороде на грядке, в саду на дереве).
5.       Речевая игра «Овощная ладошка».
Цель. Формирование знаний у детей о овощах, обогащение словаря по лексической теме «Овощи», развитие лексико-грамматических категорий и слухового восприятия.
Материалы и оборудование.
Ладошка с изображением огорода и овощами на каждом пальце. Ладошка с липучками на каждом пальце для прикрепления картинок, картинки с овощами. Карточка с текстом стихотворения.
Ход игры.
Воспитатель показывает ладошку с изображением огорода и овощами на каждом пальце.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что здесь изображено? (огород) Почему вы так думаете? (ответы детей).
Воспитатель. Хотите послушать стихотворение об овощах? (ответы детей).
С огорода урожай
ты в корзину собирай.
Вот зелёный огурец.
Скрылся в листьях, сорванец!
Краснощёкий помидор
очень важный, как синьор.
А ленивый кабачок
Отлежал себе бочок.
«Ох, устал я отдыхать!
Помогите-ка мне встать!»
На капустной грядке
С модой всё в порядке.
Всем капуста угодила –
Сто нарядов нацепила!
Днём картошку из земли
Мы копали, как могли…
Очень к вечеру устали,
Много овощей собрали!
Дети слушают стихотворение и рассматривают картинки с приметами осени на ладошке.
Воспитатель. Ребята, возьмите по картинке с изображением овощей. Я буду еще раз читать стихотворение. Вы внимательно слушайте и прикрепляйте к пальчикам соответствующую картинку.
Ребенка, прикрепившего картинку, воспитатель просит назвать изображенный предмет ласково.
6.       Речевая игра «Приметы осени»
Цель. Формирование знаний у детей о приметах осени, обогащение словаря по лексической теме «Осень», развитие лексико-грамматических категорий.
Материалы и оборудование.
Карточка для прикрепления прищепок. Прищепки с картинками приметами осени.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (ответы детей).
Воспитатель. У меня есть прищепки, на которых изображены приметы осени. Возьмите по одной прищепке и расскажите, что происходит в природе осенью.
Дети прикрепляет по очереди картинку к карточке и произносят предложение: «Осеню часто идут дожди», «Осень птицы улетают на юг», и так далее.
7.       Речевая игра «Один – много»
Цель. Формирование навыков образования существительных множественного числа родительного падежа.
Материалы и оборудование. Картинки изображением фруктов в единственном числе и множественном числе. Картинка с изображением прилавка магазина.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, возьмите по одной картинке с изображением одного предмета и подберите к ней картинку с изображением нескольких таких предметов.
Образец: У меня груша, а в магазине много груш.
Воспитатель кладет картинку с изображением нескольких предметов на прилавок магазина и отвечает на вопросы.
Воспитатель. Что у тебя? Чего много в магазине?
2022