Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Цель: Повышение родительской компетенции по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнений в совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
2. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук
3. Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать;
4. Доставить детям положительные эмоции от совместной деятельности
5. познакомить с процессом изготовления пособий.
6. расширить знания о разнообразии игр с этими пособиями, о значении и способах манипуляций с ними.
Оборудование:
1. Трафареты в форме одного большого круга и для пяти маленьких.
2. Фетр (для фона, на котором у нас будет сидеть наша коровка )
3. Молния.
4. Фетр красный (~ 16 x 16 см).
5. Фетр черный/коричневый (~ 20 x 30 см).
6. Кнопки (пришивные)
7. Нитки.
8. Швейная машинка.
Предварительная работа:
1. Подготовка образца для показа;
2. Составление конспекта, подготовка необходимого методического материала;
3. Организация родителей на практические занятия «Мастер класс»
Ожидаемые результаты:
1. овладение родителями способом изготовления пособия для развития мелкой моторики.
2. овладение новыми способами и методами использования пособия
3. расширение знаний о способах манипуляций с ним.
Ход мастер-класса
Вводная часть
Приветствие участников мастер-класса.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада встречи с вами на моём мастер-классе по изготовлению дидактического пособия «Божья коровка». Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет обогатить практическим опытом вас по вопросам изготовления пособий своими руками, так как данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Основная часть
Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками интересную, дидактическую игру, направленную на сенсорное развитие детей.
Но для начала я немного расскажу про мелкую моторику.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Существуют традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики.
К традиционным методам мы относим:
· самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
· игры с пальчиками с речевым сопровождением; «Греем ручки» Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
· пальчиковая гимнастика –
· графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
· предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
· игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
· различные виды застёжек;
· кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
К нетрадиционным относятся:
· игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;
· самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами;
· использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни;
· массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко;
· применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое);
· тестопластика;
· квиллинг
· песочная терапия
А теперь предлагаю вашему вниманию пособие, которое вы сможете сделать сами вместе с вашим ребенком. С помощью,которого вы будете играть, и развивать мелкую моторику рук.
(показ образца пособия)
Итак, мы начинаем!
Для изготовления нам потребуется:
1. Трафареты в форме одного большого круга и для пяти маленьких.
2. Фетр (для фона, на котором у нас будет сидеть наша коровка )
3. Молния.
4. Фетр красный (~ 16 x 16 см).
5. Фетр черный/коричневый (~ 20 x 30 см).
6. Кнопки ( я взяла пришивные)
7. Нитки.
8. Швейная машинка.
1. Вырезаем из красного фетра круг. На страничку размером 20Х20 я делаю круг диаметром 16 см. Для создания ровного круга используется трафарет.
2. После разрезаем «тельце» Божьей коровки на две равные части. И стежками пришиваем молнию.
3. Вырезаем 5 кругов диаметром 3 см из черного/коричного фетра. И пришиваем на «шляпку» кнопки.
4. Пришиваем на «тельце» Божьей коровки кнопки ( «с ножкой»)
5. Вырезаем из фетра (черный/коричневый) голову нашей Божьей коровке. Также стежками пришиваем ее к «телу»
6. На швейной машинке пришиваем молнию и голову к «тельцу»
7. В итоге, на машинке пришиваем нашу целую Божью коровку к фону.
Как тренировать мелкую моторику с Божьей коровкой? Очень просто! Молния на крылышках – учим застегивать и расстегивать (Развиваем мелкую моторику и навыки одевания).
Кнопки также – можно отстегнуть или застегнуть. А также сложить в кармашек на молнии.
Заключительная часть
У нас все готово! А теперь настало время прощаться!
Уважаемые родители, надеюсь, что Вы получили массу положительных эмоций! Надеюсь, скоро с вами увидимся!
Библиотечный список
1. Е. С. Евдокимова «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
2. И. Е.Светлова «Развитие мелкой моторики»
3. О. Л. Зверева, Т.В. Кротова Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие»
4. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»