Информационные технологии в современном образовательном процессе

Тишура А. В. Использование компьютерных игр в образовательном процессе

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Аннотация: В статье рассмотрено использование компьютерных игр в образовании. Изучены вопросы об использовании компьютерных игр в системе образования. Исследовано влияние компьютерных игр на обучение и успеваемость детей.
Ключевые слова: компьютерная игра, игры на компьютере.
В Советском Союзе впервые компьютерный класс был оборудован в подготовительных группах детского сада в литовском городе Шяуляй. Учебные программы были разработаны специально для детей дошкольного возраста и были направлены на обучение грамоте, закрепление математических знаний. Немного ранее в Новосибирске стали применять компьютер в подготовительных классах, чтобы обучать грамоте, математике, основам компьютерной грамотности. Это позволило педагогам сделать выводы о том, что компьютер ускоряет усвоение новых знаний, повышает интерес к учебе.
Сегодня очень активно рассматривается вопрос об использовании компьютерных игр в системе образования. Существует множество программ, классификаций, методик.
Ранее игры в образовательном процессе были не столь популярны, но в настоящее время они приобретают всё большее распространение, поскольку широко используются для развития навыков и популяризации сфер деятельности человека. На данный момент происходит значительная цифровизация учебного процесса вследствие перехода стандартных и всем уже привычных форм и технологий обучения на современные стандарты.
Цифровизация облегчает выставление оценки за счет систематизации базы данных. Кроме того, экономиться время преподавателей на проверку домашних заданий, отчёт которых может быть представлен в виде формализованных таблиц с результатами обучающегося. Компьютерные игры прошли и проходят немалый путь к своему праву занять полноценное место в списке педагогических технологий.
Возможности обучающих игр общины, поэтому стоит стремиться к активному внедрению этой технологии в процесс обучения – как в школьных, так и в высших профессиональных учебных заведениях.
Под понятием «компьютерная игра» понимается программа, которая служит человеку для обучения или развлечения и рассчитана на разные возрастные группы.
Когда говорят о компьютерных играх, в большинстве случаев подразумевают компьютерные развлекательные игры. Для родителей и педагогов важным является не только отнесение игры к какому-либо жанру, сколько знание возможного положительного и отрицательного влияний на ребенка.
Любая игра с момента возникновения выступает как форма обучения. Использование компьютерных игр в образовании является актуальной тенденцией в связи с активным внедрением информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс. Игра широко используется как средство, форма и метод обучения и воспитания.
Игровой метод является активным методом обучения, в отличие от традиционных методов уникальность игры состоит в том, что она позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и способы деятельности в определенной сфере, нормы, правила.
Использование игровых технологий повышает эффективность образовательного процесса в школе. Обучающая компьютерная игра обладает мощным педагогическим потенциалом. Она позволяет через деятельность осваивать необходимые знания и умения, тренировать практические навыки, проверять и контролировать усвоение материала. Она является средством активизации познавательной деятельности и способствует умственному развитию обучающихся.
При использовании компьютерных обучающих игр на уроке встает вопрос о месте её применения. На каждом этапе урока применяется определенный вид игры. Игра должна приносить удовлетворение, а не расстройство обучающемуся. Уместность графики и анимации, грамотный цветовой дизайн и удобочитаемость текста также влияют на восприятие игры школьником, поэтому необходимо учитывать правила педагогического дизайна при создании обучающих компьютерных игр.
Компьютерные игры можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, повторении, а также контроле. Обучение с использованием компьютерных игр отличается рядом преимуществ.
Е.С. Полат выделяет следующие плюсы:
·          интерес обучающихся к компьютерным играм часто приводит к высокой мотивации процесса обучения;
·          во время обучения с использованием компьютерных игр у учащихся повышается общая, компьютерная и языковая культура;
·          процесс обучения индивидуализирован;
·          развиваются познавательные способности обучающихся;
·          оценка носит объективный характер;
·          обеспечивается эффективное выполнение упражнений.
Видов компьютерных игр достаточно много, но есть определенные игры для образовательного процесса, которые можно применять на уроках:
·          адвентурные (графические и тестовые квесты);
·          аркады (платформер);
·          симуляторы;
·          ролевые;
·          викторины;
·          логические (конструкторские, головоломки).
Адвентурные игры целесообразно применять при изучении нового материала, на этапе повторения и обобщения знаний, для контроля усвоения материала (за место традиционных тестов).
Аркады обычно применяют как тренирующие ресурсы на этапе закрепления полученных знаний.
Симуляторы и ролевые игры полезны для отработки определенных умений и навыков, занимают большую часть урока или несколько уроков.
Викторины больше направлены на проверку имеющихся знаний.
Конструкторские игры и головоломки хороши при проверке знаний, при обобщении и закреплении знаний.
Игры на компьютере — это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры. Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков здесь выступает компьютер. В обучающей компьютерной игре можно приобретать и закреплять знания, умения и навыки посредством деятельности по заданным правилам. В них необходимо выделять два компонента: обучающий и игровой. На уроке один из компонентов может преобладать, т. е. может быть игра во время обучения и обучение во время игры. Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с восприятием знаний, их закреплением, применением. В случае же преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению.
Все учебные игры можно разделить на три вида:
1.       Тренирующие: закрепляющие и контролирующие, отрабатывающие имеющие навыки у ребенка.
2.       Обучающие игры — это игры, которые способны помочь ученику приобрести новые знания, умения и навыки.
3.       Развивающие игры - игры, способствующие выявлению и развитию различных способностей и навыков у учащихся.
4.       Комбинированные игры - игры, в которых все вышеописанные виды переплетаются между собой.
Рассмотрим навыки, которые могут развиться у школьников с помощью компьютерных игр (рис.1).


Рис. 1 Навыки у школьников

Очень часто в СМИ появляются сообщения о том, что дети под влиянием компьютерных игр совершают противоправные действия. Вопросы о вреде компьютерных игр очень часто обсуждаются и осуждаются общественным мнением. Под влиянием этого некоторые родители строго запрещают играть в компьютерные игры своим детям, вызывая тем самым еще больший интерес.
Положительное влияние компьютера на человека исследовали на примере компьютерных игр. Выяснили, что компьютерные игры развивают быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно - моторную координацию. А также компьютерные игры учат классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.
Компьютерные игры понемногу внедряются в образовательный процесс по мере наличия технической возможности, заинтересованности преподавательского состава и результатов исследований на всех ступенях образования. Проблема в использовании компьютерных игр в обучении состоит в том, что мало разработано таких игр для школ. Учителю либо приходится довольствоваться имеющимися ресурсами, либо самим разрабатывать нужные игры.



Список литературы

1.       Бершадский А.М., Янко Е. Е. Игровые компьютерные технологии в системе образования // Современная техника и технологии. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://technology.snauka.ru Дата обращения 06.06.2021
2.       Иванов В. Г., Запалова А.В. Повышение познавательной активности обучаемых при использовании интерактивного тренажера. В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2018). VII Международная научно-техническая и научно­методическая конференция. 2018. С. 25
3.       Милутка А.А. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: http://sibac.info/archive/technic/8.pdf
4.       Меркулова, У. В. Компьютерные игры в жизни школьника / У. В. Меркулова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 128–133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9429/ (дата обращения: 06.06.2021).
5.       Педагогос: Опыт применения компьютерных игр [Электронный ресурс]. — URL: http://paidagogos.com/?p=6088 (дата обращения: 06.06.21).
6.       
2021