Актуальные вопросы начального общего образования

Маркова Т.Ю. Причины и способы устранения пропуска букв при письме

Библиографическое описание:
Маркова Т.Ю. Причины и способы устранения пропуска букв при письме // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Маркова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 100 города Сочи имени Героя Советского Союза Худякова Ивана Степановича

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить три основные:

1) Ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным.

2) Недостаточное развитие фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

3) Недостаточная сформированность навыка самоконтроля при написании слов. Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова.

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Задания для уточнения значения слов.

1) Повтори слова. Объясни их значение.

сопка курага

сумрак пираты

слалом панамка

пристань оратор

При затруднении можно из ряда картинок выбрать ту, которая поможет объяснить данное слово. Можно поиграть с данными словами, изменив их число и падеж.

2) Даны два слова, между которыми существует связь. Прочитать слова парами, постараться их запомнить. Затем второе слово в каждой паре убирается. Ориентируясь на первое слово, записать или назвать второе.

Рыба – палтус

Цветок – примула

Ракета - космонавт

Море – аквалангист

Задания, способствующие развитию фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

1) Игра «Один или два»

Педагог называет звуки, ребенок показывает на пальчиках или записывает цифрой, сколько звуков он произнес (па, л, в, зи и т.д.) Можно наоборот, педагог прохлопывает количество звуков, а ребенок называет звуки с заданным количеством.

2) Игра «Начало, середина, конец»

У детей полоски, разделённые на три части, и кружок. Определить место заданного звука в слове, положить кружок на соответствующую часть.

3) Игра «Место звука в слове»

Определить на слух и записать цифрой, какой по счету названный звук?

4) «Загадочное превращение».

Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать звуки. Слушай слоги и меняй (превращай) звук «о» на звук «и».

5) Игра с перебрасыванием мяча.

Мяч лови, и мяч бросай,

Сколько звуков, называй.

Учитель бросает мяч, называет слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

6) Выделение звуков из слов на слух. Составление слов из выделенных звуков.

Произносятся слова по порядку и называется номер звука, который нужно выделить. Звуки запоминаются, из них составляется слово.

Пример:

Шляпа - 4 звук,

Карета – 4 звук,

Забота – 5 звук,

Карусель – 4 звук,

Горох – 5 звук.

Получилось слово – петух.

7) Игра «Превращение слов»

Как превратить слово каска – в краска, пена – в пенал, пол – в укол, кошка – в крошка, Ася – в Вася и т.д.

8) Письмо с проговариванием.

Начиная с 1 класса, учить ребёнка правильно записывать слово, определяя количество произнесённых звуков – отдельный звук или слияние звуков. Например, крот.

-Что произносим сначала? (к) Сколько звуков? Значит на письме одна буква. Что произносим потом? (ро) Сколько звуков? Значит на письме две буквы. Такое упражнение полезно до периода прохождения йотированных гласных.

9) Игра «Считаем буквы»

Назвать буквы по номеру. Диктуется по два слова: крот, слон. Вторая бука, 4 буква и т.д. Слов может быть от 2- 4, букв в словах от 3-7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать «слова, запоминать слова, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в голове.

10) Игра «Звуковой одежде подбери буквенный костюм».

11) Игра «Проверяй-ка»

Проверь, правильно ли написаны слова при помощи букв

[гром] – гром, [ шл'апа] – шяпа, [сухар']- сухар.

12) Придумать и назвать слоги, состоящие из одного звука, двух звуков, трех звуков и т.д.

13) Записать слоги в три столбика, которые соответствуют схемам: (согласный+гласный), (два согласных+ гласный), (три согласных + гласный)

14) «Сохрани слово в секрете».

Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».

Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.

Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.

Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.

Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

15) Из перечисленных слов записывать только те, которые состоят из определённого количества слогов (на примере словарных слов)

16) Игра «Самый зоркий»

Какая буква лишняя в слове, какой слог лишний в слове?

Задания для развития навыков самоконтроля.

1) «Волшебный диктант»

а) слова пишутся не буквами, а чёрточками. Каждая буква-черточка. Лиса----

б) записать слова чёрточками, но с указанием гласных или согласных. Лиса-и-а (л-с-)

в) записать слова чёрточками, прописывая окончания (суффиксы). Лиса---а, здоровый------ый, травка----к-.

2) Записать только гласные из слов:

Выписать только начальные ударные гласные игры (и), эхо (э), утка (у).

- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

дом (о), рак (а), дым (ы).

- Диктант двухсложных слов при “ орфографическом” проговаривании и проверке безударной гласной: сахар (а-а), мука (у-а), дома (о-а).

- Запись словарных слов: корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

3) «Самый зоркий»

Прочитать первое слово, найти и подчеркнуть такое же слово в столбике слов.

эдафозавр

эдофозавр

эдафозавр

едафозавр

эдафозавр

эдафаззавр

эдафосавр

этафозавр

4) Игра «Муха». Чтение слов по таблице:

Скопируйте эту таблицу и распечатайте ее.

Попросите ребенка прочитать по таблице зашифрованные слова, следуя инструкции:

Найди букву К;

Вправо, вниз - буква-О,

Вниз, влево – буква-Т,

Получилось слово КОТ.

Игра принесет больше пользы, если ребенок будет следить по таблице глазами, а не водить пальцем.

5) «Можешь ли ты делать два дела сразу?»

Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».

Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

6) Чтение слов с использованием алфавита:

Отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая в алфавите стоит после записанной буквы.

Договоритесь с ребенком, что после «я» снова идет «а».

Пример: ЛТФЯ

После Л – М, после Т – У, после Ф – Х, после Я – А.

Получилось слово МУХА.

Можно изменить задание, заменяя написанную букву не последующей, а предыдущей буквой.

Пример: ЛНЖЯ

Перед Л - К, перед Н – О, перед Ж – З, перед Я – А.

Получилось слово КОЗА.

Используя эти и подобные упражнения, можно существенно сократить количество ошибок на пропуск букв, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.
2024-07-01 13:37 2024