НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ватутина А.А., Бурцева И.В., Исланкина Н.В. Развитие ценностно-смыслового восприятия через произведения художественной литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


В данной статье проанализирована роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка. Автором представлены положительные стороны влияния художественной литературы на психическое развитие дошкольников. Предпринята попытка разработки рекомендаций для воспитателей.
Значение восприятия художественной литературы для психического развития ребенка, становления его как личности, развитие творческого воображения является актуальным в психолого-педагогической литературе.
Цель: формирование значимости и потребности детей дошкольного возраста в чтении (восприятии) книг.
Определены задачи:
-Формирование целостной картины мира у детей дошкольников, в том числе первичных ценностных представлений;
-коррекция общения и поведения детей по средствам сказкотерапии;
- значение и роль художественного восприятия по мере взросления ребенка.
Восприятие - как основной психологический процесс. А восприятие художественной литературы в дошкольном возрасте отражается в процессе явлений и предметов в совокупности прямо воздействующих на органы чувств.
Ребенок воспринимает художественное произведение через форму общения со взрослым, ориентируясь на интонацию, мимику и жесты, проникаясь в смысл всего произведения. Ребенок мысленно переносит себя в события художественного произведения, принимает на себя роль понравившегося героя, проживает с ним все проходящие действия и приходит к правильному завершению, делая рассуждения и выводы, тем самым находит ценностные ориентиры в повседневной жизни. Художественная литература способствует развитию гуманных качеств личности: человечности, добру и справедливости.
По мнению детского психолога Бруно Бетельхейма художественные произведения выступают как хорошие средства психотерапии в работе с детьми, имеющими нарушения в общении и поведении, причиной которой является потеря смысла жизни. При восприятии художественного произведения, сказки ребенок обретает смысл, выходя за пределы собственной сосредоточенности и замкнутости. Развивается личность человека, интеллект, понимание себя, своих эмоций и желаний. Ребенок становится более уверенным в себе и своем будущем. Б. Бетельхейм утверждает, что при помощи сказки приобретается смысл жизни ребенка. Сказка завладевает его вниманием, стимулирует воображение и любознательность.
Художественное восприятие ребенка меняется по мере его взросления.
В младшем дошкольном возрасте легко воспринимаются произведения, в которых события легко осознаваемы и следуют друг за другом. Эмоциональное состояние героев переживается из-за ярко окрашенного образа, а не за счет его понимания поступков и переживаний.
В среднем дошкольном возрасте кругозор расширяется и ребенок уже способен осмысливать в литературном произведении поступки персонажей, устанавливать простые причинные связи в тексте. Формируются зачатки к пониманию внутреннего смысла рассказа.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают способностями сопереживать и сочувствовать вместе с героями. Дошкольников интересуют причины, с подвигнувшие на определенные действия героев произведений. Дети не опираясь на собственный опыт проявляют интерес и учатся осмысливать мотив действий, характер героев в произведении.
Как мы заметили, умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, а проходит определенные этапы и формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Главной задачей воспитателя в детском саду правильно подобрать литературные произведения, не допустить ошибки.
Следует учитывать возраст слушателей.
Использовать приемы эмоционального подкрепления и способы преподнесения сказки.
Выявив и подобрав произведение, педагог тем самым использует конкретное и эффективное воздействия на развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Литература

1.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. -
Дошкольное воспитание. 1948 № 9
2.Бруно Беттельхейм «О пользе волшебных сказок» (1976)
3.Гурович Л.М. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ре. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. - 64с.
2019