Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
Аннотация. В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема – обучение детей с интеллектуальными нарушениями в развитии. Одной из приоритетных форм обучения детей данной категорией, является применение проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе. Их применение способствует развитию познавательной активности обучающихся, применению усвоенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Ключевые слова: обучающиеся, умственная отсталость, интеллектуальные нарушения, исследовательская деятельность, проектная деятельность.
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь чему учиться
Леонардо да Винчи
На сегодняшний день перед образованием, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, поставлен ряд новых задач. Задачи направлены на адаптацию и социализацию детей с умственной отсталостью в современном обществе. Развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности, расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. [7, с. 4].В системе образования значительное место занимает блок социальных компетенций. Формирование таких умений, как работать в коллективе, исполнять различные социальные роли, принимать разные точки зрения, брать на себя ответственность, владеть культурой общения, позволяет обучающимся успешно социализироваться в обществе. Одним из путей решения вышеперечисленных задач является использование в образовательной деятельности проектных и исследовательских методов.
В современном обществе принято думать, что такие методы применимы только для общеобразовательных учреждений. Тем не менее, их использование возможно и целесообразно для детей с умственной отсталостью (в дальнейшем УО).
Стоит отметить, что обучение детей с УО имеет ряд специфических особенностей: [1, с.15].
¾ медленное формирование новых понятий и становление навыков;
¾ особенность предметно-практического мышления;
¾ низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно;
¾ тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер;
¾ нарушение сенсорного восприятия;
¾ неравномерность развития ребенка в различных сферах;
¾ низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, неумение следовать инструкции.
Несмотря на данные индивидуальные особенности, таким детям, как и любому другому ребенку присуща любознательность, им интересен окружающий мир и его познание. Учителю важно сохранить и развивать это стремление, включая обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Для начала необходимо установить, что является исследовательской и проектной деятельностью. Зачастую данные понятия принимаются как синонимы, однако разница между ними имеется и необходимо воспринимать их как принципиально разные виды деятельности.
Исследование – это самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – это деятельность по плану [5, с. 5].
Здесь принципиальным отличием выступает то, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, а проектирование, напротив, направлено на создание конечного продукта.
Изучив ряд теоретических источников, было выявлено, что исследовательский метод предполагает формирование таких интеллектуальных умений, как умения анализировать, сравнивать, систематизировать, принимать решения, соотносить результат действия с выдвигаемой целью. А проектный метод – это процесс достижения намеченного результата в виде конкретного продукта (проекта) [4, с.8].
Сравнительный анализ основных признаков более подробно приведен в таблице 1.
Таблица 1. Основные отличия проектной и исследовательской деятельности.
№ п/п
Признак
Исследование
Проектирование
А
Б
В
1
Сущность метода
Постановка проблемы и поиск её решения
Планирование и реализация практической задачи
2
Цель
Создание нового интеллектуального продукта (определить, изучить, получить данные)
Разработка и создание нового объекта (создать, построить, достичь)
3
Деятельность
Самостоятельная познавательная деятельность
Практическая деятельность по плану
4
Результат
Получение нового знания
Готовый продукт, проект
В зависимости от цели обучения, выбирается наиболее подходящий метод, а также их совокупность [4, с. 17].
Стоит отметить, что, хотя данные методы имеют различные цели и результаты работы, применение данных подходов в симбиозе дают положительные результаты.
Необходимость применения методов проектов и исследований в системе образования для детей с УО обусловлена тем, что позволяет:
– выработать у школьников самостоятельные действия;
– планировать последовательность действий;
– развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
– переносить знания в новую учебную или жизненную ситуацию;
– расширять кругозор;
Благодаря использованию методов исследования и проектирования можно повысить мотивацию к обучению. Важно учитывать личный опыт ребенка, доступные задания направлять на актуализацию уже хорошо известного, его анализ и выделение определенных признаков.
Выполнение проектной и исследовательской работы предусматривает сохранение всех компонентов учебной деятельности, отмеченных ФГОС:
– определять цель совместно с учителем;
– формулировать проблему;
– выдвигать версии;
– принимать и сохранять учебную задачу;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
– формулировать выводы;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий.
В собственной педагогической деятельности были апробированы рассматриваемые методы, что представлено в таблице 2. Предлагаются задания, которые соответствуют психофизическому уровню обучающегося с УО и его индивидуальным возможностям.
При этом важно отметить, что одним из самых доступных и популярных методов исследования для детей с УО является наблюдение. Экскурсия, забытый, но эффективный способ исследовательской активности. Во время экскурсии дети учатся наблюдать окружающий мир, могут посмотреть, послушать, потрогать. Такая деятельность позволяет изучать объекты в их реальном мире, увидеть множество интересных проблем, получить много новых сведений.
Обучающиеся могут выполнять небольшие исследования по выявлению причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов на доступном материале.
Таблица 2
Элементы исследовательской и проектной работы на примере цикла занятий по внеурочной деятельности «Удивительная вода»
№ п/п
Элемент
Виды деятельности, вопросы для обсуждения
А
Б
Исследовательская работа
1
Экскурсия на пруд (реку)В каком водоеме вода бежит, в каком стоит?
Какого цвета вода в дождливую, солнечную погоду?
Какое настроение у воды?
2
НаблюдениеНаблюдение за дождем (веселый летний, грустный осенний)
За облаками (форма, движение)
Составление схемы
Составление элементарной схемы по опорным картинкам «Путешествие капельки».
Активизация мыслительной деятельности
Определить в течении всего дня, где и какую воду видели.
3
Формулировка вопроса по опорным словамЧто хотели бы спросить у «Родничка»
Куда…? Почему…?
4
Высказывание предположенийОткуда и куда бежит река?
5
Проблемный вопрос
Что произойдет, если вода исчезнет?
Для чего нужна вода?
Почему воду нельзя пить из под крана?
Определение проблемы
Простое вещество вода обладает удивительными свойствами
6
Исследование свойств воды (запах, вкус, прозрачность, растворимость, текучесть)Понюхать – без запаха.
Попробовать – без вкуса.
Опустить ложечку в стакан – прозрачность.
Опустить в воду сахар – растворимость.
Перелить воду из стакана в стакан – текучесть.
7
Формулирование вывода по карте наблюденийВода хороший растворитель, воду легко заморозить, на Земле много воды, ее надо беречь, без воды невозможна жизнь на земле.
Проектная работа
1
Элементы проектированияИзготовление цветных льдинок.
2
Ведение «Дневника наблюдений».3
Составление сборника «Волшебница вода»4
Выращивание герани, поместив отросток в воду.Применяя методы исследований и проектирования в педагогической деятельности, учитель формирует такие умения, как наблюдать, задавать вопросы, выдвигать собственные версии, видеть проблемы. При этом предлагаются задания, которые позволят активизировать мыслительную деятельность: сравнить объекты, найти как можно больше отличий, найти ошибки, составить схему, сделать обобщение и выводы по опорной схеме Дети получают возможность проявить свою самостоятельность, получить практический результат и его продемонстрировать. Основным результатом исследовательской работы является развитие психики, восприятия, мышления и речи обучающихся с УО.
Немаловажным моментом в работе является создание ситуации успеха для ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок получал положительные эмоции от выполненной работы, несмотря на свои особенности и трудности, которые он испытывает.
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность, а также их совместное использование в образовательной системе доступно для детей с умственной отсталостью. Данные методы и приемы обучения способствуют приобретению необходимых умений для дальнейшей жизни и успешной социальной адаптации в обществе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. –СПб.2014.2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
3. Савенков А.И., Обухов А. С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / Под ред. А.С. Обухова.– Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Библиотека журнала:«Исследователь/Researcher», 2018
4. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна: Пособие для родителей. – 2-е изд. – М.: Монолит. 2010.
5. Полат Е.С. Метод проектов // Метод проектов в университетском образовании: Сб. научно-метод. статей / Сост. Ю. Э. Краснов. – Минск: БГУ. – Вып. 6.2008.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература». 2005. 80 с.
7. Царев А.М. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра) / Под ред. А. М. Царева. – Псков, 1999.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».