Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь чему учиться
Леонардо да Винчи
На сегодняшний день перед образованием, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, поставлен ряд новых задач. Задачи направлены на адаптацию и социализацию детей с умственной отсталостью в современном обществе. Развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности, расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. [7, с. 4].Таблица 1. Основные отличия проектной и исследовательской деятельности.
№ п/п
Признак
Исследование
Проектирование
А
Б
В
1
Сущность метода
Постановка проблемы и поиск её решения
Планирование и реализация практической задачи
2
Цель
Создание нового интеллектуального продукта (определить, изучить, получить данные)
Разработка и создание нового объекта (создать, построить, достичь)
3
Деятельность
Самостоятельная познавательная деятельность
Практическая деятельность по плану
4
Результат
Получение нового знания
Готовый продукт, проект
Таблица 2
Элементы исследовательской и проектной работы на примере цикла занятий по внеурочной деятельности «Удивительная вода»
№ п/п
Элемент
Виды деятельности, вопросы для обсуждения
А
Б
Исследовательская работа
1
Экскурсия на пруд (реку)2
НаблюдениеСоставление схемы
Активизация мыслительной деятельности
3
Формулировка вопроса по опорным словам4
Высказывание предположений6
Исследование свойств воды (запах, вкус, прозрачность, растворимость, текучесть)7
Формулирование вывода по карте наблюденийПроектная работа
1
Элементы проектирования2
Ведение «Дневника наблюдений».3
Составление сборника «Волшебница вода»4
Выращивание герани, поместив отросток в воду.Список литературы
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. –СПб.2014.