Цель: создание условий для проявления детьми старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой;
развивать пантомимические навыки;
развивать творческие способности;
воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: кубики для Макушки и ее лапок, коробка с елочными игрушками, звезда – колпак, большое зеркало.
Действующие лица:
Рассказчик (воспитатель)
Старик
Старуха
Внучка (может быть одна или несколько)
Жучка (может быть одна или несколько)
Кошка (может быть одна или несколько)
Мышка (может быть одна или несколько)
Макушка (одна)
Лапки ели (несколько детей)
Дети - зрители сидят в зале, дети – актеры стоят за кулисами.
Выходит воспитатель в шляпе и мантии:
Мы собрались, ребята, здесь,
чтобы попасть в страну чудес.
К нам в двери новый год стучится -
Это знак, что чудо свершится!
Сейчас историю я вам расскажу
Про то, что случилось недавно в лесу….
(воспитатель, садится на стул, начинает свой рассказ)
Дело было под новый год. Жил возле леса старик Еремей со своею старухою. Решил старик елку под новый год в лесу посадить.
(под музыкальный аккомпанемент выходит Старик, держа за руку Ёлку, задумчиво озирается, находит место для ее посадки (куб посреди зала), делает вид, что сажает Ёлочку (ребенок садится на куб); старик обходит ее кругом, радуется доброму делу и уходит за кулисы)
Воспитатель: Понравилось Ёлочке на новом месте, и стала она расти… расти…(ребенок встает на кубик ножками)… расти… (постепенно к Ёлке подходят дети – «Лапки ели») и выросла! (и формируют ее крону)
Воспитатель. А в это время пришла старику в голову идея Ёлочку нарядить.
(под музыку выходит старик с полной коробкой елочных игрушек)
Воспитатель: Увидал, какая Ёлочка большая выросла, обрадовался! (старик пляшет вокруг ёлки, шапкой – ушанкой размахивает)
Наряжает старик ёлку, лапки нижние украсил, за средние принялся.
(пока старик Елку наряжает, дети – «лапки Ели» тянутся за игрушками, показывая свое восхищение, в это время «Макушка Ёлочки» смотрите на все с недоверием).
Воспитатель: Нарядил Еремей и средние лапки, за верхние принялся, только вот до Макушечки никак достать не может. Тянется-тянется старик, да никак не дотянется...
(Старик, держась за поясницу, пытается подпрыгнуть до Макушки, но у него получается; Макушка в этот момент демонстративно отворачивается от старика)
Воспитатель: Надоело Еремею прыгать вокруг Ёлочки, решил он позвать свою старушку Фросю.
Старик: Баб-ка! Помоги, родимая!
Воспитатель: Бабка Фрося неспеша идет, разогнуться не могет…
(Бабка идет под музыку, держась за поясницу; оценивающе глядит на Ёлочку, Макушка демонстративно отворачивается, бабка за ней; наконец, бабке это надоедает)
Бабка (грозно): Избушка – избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом!
Ёлка (возмущенно): Кто? Я?!
Бабка (меняя тон на ласковый): Ой, Красавица! Ой, неписанная! Лапки пушистые, макушечка высокая!
(Ёлка млеет от сладких речей)
Бабка: Дай-ка бусами яркими наряжу!
Ёлка: Не хочу!
Бабка: Дай-ка огоньками тебя засияем!
Ёлка: Не желаю!
Бабка: Наклони макушечку, звездочкой украшу!
Ёлка: Не буду!
(отворачивается; бабка со вздохом отходит на второй план)
Воспитатель: Что им делать? Как же быть? Как же Ёлку нарядить?! Подумали старик со старухою (изображают размышление) и решили Внучку позвать…
Старик и старуха (хором): Внучка милая, Аленка, помоги нарядить нам Ёлку!!
(под музыку выбегает веселая Внучка)
Воспитатель: Прибежала Внучка, звать ее Аленка, замахала руками, да затопала ногами. Ёлка наша испугалась, да и еще немного подросла.
Воспитатель: От обиды не смогла Аленка слез сдержать, да ушла к деду с бабкой горевать.
(Внучка заплакала и ушла на второй план, старики ее жалеют)
Воспитатель: Что им делать? Как же быть? Как же Ёлку нарядить?! Подумали они подумали и решили на помощь Жучку позвать!
Все вместе: Жучка, милая, беги, нашу Ёлку наряди!
(под музыку выбегает Жучка)
Жучка: Ёлка-Ёлочка! Выгляни, в окошко – дам тебе горошка!
Ёлка (с удивлением): Что?!
Жучка (смущается и исправляется): Ой, Наклони Макушку – дам тебе игрушку!
(Дети - лапки начинают умолять Макушку наклониться, но она все также непреклонно качает головой; Жучка, повесив голову, удаляется на второй план)
Воспитатель: Что им делать? Как же быть? Как же Ёлку нарядить?! Подумали они подумали и решили на помощь Кошку позвать!
Все вместе: Мурка, милая, беги, нашу Ёлку наряди!
(вальяжно вышагивая, выходит Кошка)
Кошка: Свет мой, Ёлочка, скажи, да всю правду доложи! Я ль на свете всех милее, всех пушистей и стройнее…
Ёлка: Что?! ТЫ?!? Да я сейчас как выскочу! Как выпрыгну!! Пойдут клочки по закоулочкам!
(Макушка и все дети – лапки машут руками на кошку; Кошка фыркает, убегает, прячется за Внучку)
Воспитатель: Что им делать? Как же быть? Как же Ёлку нарядить?! Подумали они подумали и решили на помощь Мышку позвать!
Все вместе: Мышка, милая, беги, нашу Ёлку наряди!
(под музыку, громко топая, выходит крупная Мышка; все герои вздрагивают при каждом ее шаге, Ёлка становится все ниже, чем ближе подходит Мышка; дети - лапки жмутся друг к дружке)
Мышка (басом): Ёлка – ёлка, а я тебя съем!
Воспитатель: Испугалась Ёлочка, затряслись иголочки…
(дети – лапки начинают трясти ручками)
Ёлка: А я смолой пахну… Не ешь меня, Мышка…. Лучше наряди, да хоровод вокруг меня своди!
Мышка: Давно бы так!
(улыбается и надевает на макушку звезду)
(дети – лапки восхищаются звездой, старик со старухой несут ей большое зеркало, Ёлка смотрится в него и любуется собой)
Старик со старухой: Просто чудо!
Внучка: Хороша!
Жучка: Ёлку игрушкой не испортишь никогда!
Мурка: Ты на свете всех милее, всех пушистей и стройнее!
Мышка: Эх, праздника просит душа!
Воспитатель: Встали вместе в хоровод и пошли в круговорот!
(все вместе встают в хоровод и поют песню «В лесу родилась ёлочка»)
Воспитатель:
Тут веселье началось!
Скоро праздник – Новый год!
А вас дома Ёлка уже ждет?
Если нет – скорей сюда,
Веселитесь, детвора!
(зрители присоединяются к всеобщему веселью под музыку)