Актуальные вопросы начального общего образования

Головко О.В., Выродова Ю.В. Работа над типами речи на уроках русского языка в младшей школе при решении коммуникативных задач

Библиографическое описание:
Головко О.В., Выродова Ю.В. Работа над типами речи на уроках русского языка в младшей школе при решении коммуникативных задач // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Работа над типами речи на уроках русского языка в начальной школе занимает важное место в образовательном процессе. Проблема формирования представлений у младших школьников о типах речи является весьма актуальной, так как именно знание функциональных типов речи позволяет создавать грамотные тексты с учетом задач коммуникации в различных областях деятельности, а также грамотно выступать перед публикой [3].

В лингвистических исследованиях функционально-смысловые типы речи изучались Н.С. Валгиной, Г.А. Золотовой, А.Н. Кожиным,

О.А. Нечаевой, В.В. Одинцовым, Т.Б. Трошевой и др. В практике школьного обучения используется подход О.А. Нечаевой, в котором функционально-смысловой тип речи является разновидностью монологической речи, которой присущи определенные общесмысловые значения и стабильная языковая структура на сверхфразовом уровне [1].

В начальной школе на уроках русского языка изучаются такие типы речи как описание, повествование, рассуждение. Работу над типами речи на уроках русского языка в младшей школе рекомендуем осуществлять в процессе решения коммуникативных задач. Коммуникативная задача в русском языке представляет собой цель или задачу, которая ставится перед коммуникаторами при взаимодействии на языке. Она определяет, какую информацию необходимо передать или получить от других людей, а также каким образом это должно произойти [2].

Мы рекомендуем использовать коммуникации задачи, направленные на формирование умений младших школьников анализировать и дифференцировать признаки типов речи. Предлагаем прочитать два текста и ответить на вопросы: Какой из текстов является примером описания, а какой – рассуждения? Почему?

Также можно предложить следующую задачу. Прочитайте планы. Какой план принадлежит к тексту описанию, повествованию, рассуждению? Почему? (рисунок 1)

Рисунок 1. Прочитайте планы

В своей практике мы используем коммуникативные задачи, связанные с сочинением текстов младшими школьниками. Например, предлагаем прочитать название тем для сочинения (рисунок 2):

Рисунок 2. Темы для сочинения

Затем предлагаем выбрать любую тему для сочинения, определить главную мысль, продумать содержание сочинения. Затем дети определяют, каким типом текста воспользуются при написании сочинения: описанием, повествованием, рассуждением. В каком жанре будет построено сочинение: это будет рассказ или сказка. Будет ли использован в тексте диалог? После чего учащиеся составлять текст на выбранную тему, а затем готовятся его рассказывать.

Также рекомендуем использовать коммуникативные задачи, направленные на понимание композиции отдельно каждого типа речи. Приведем пример такой задачи, которая направлена на понимание композиции (правильного построения) текста-повествования: завязка действия (начало событий), развитие действий, кульминация, развязка.

Учитель предлагает младшим школьникам: «Прочитай текст. О чем в нем говорится? Что сделал мальчик, чтобы построить звездолет? Какой вопрос можно задать к этому тексту? Какого типа речи этот текст? Найди части этого типа речи. Озаглавь текст». Предлагаемый текст: «Я сделал звездолет. Случилось это так. Сижу я как-то раз дома, рассматриваю старые «Веселые картинки». Вдруг смотрю - вот это да! - на одной картинке ребята звездолет строят. Решил и я построить свой звездолет. Сначала нарисовал схему. Потом позвал Вовку. Нашли мы с ним во дворе старые деревянные бочки. Поставили их друг на друга. Выпилили дверцу. Сделали кабину. К вечеру звездолет был готов».

При изучении повествования также можно предложить прочитать изложение ученика, определить тип текста, какой части в тексте не хватает, а затем придумать ее самостоятельно и записать. После чего ответить на вопрос: Какого типа текст получился? Предлагаемый текст «Друзья»: «У лесника дома жил щенок. Вот и стали лисенок и щенок расти вместе. Очень занятно они играли. Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, с лавки – на стол, хвост задерет и смотрит вниз. А щенок ползет, ползет по лавке – хлоп! – и упадет. Лает, бегает вокруг стола. А потом лисенок спрыгнет вниз и оба лягут спать рядышком».

Таким образом, на уроках русского языка в младшей школе закладываются основы для изучения типов речи. Для решения этой задачи учителя начальных классов применяют различные коммуникативные задачи, позволяющие учащимся узнать признаки каждого типа речи практическим путем без знакомства с дефиницией понятия, опираясь на анализ конкретных текстов.

Библиографический список

1. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение) [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007184570 (дата обращения: 06.11.2023).

2. Ракитина С.В. Коммуникативная задача и ее реализация в научном тексте // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. С. 52-53.

3. Сундарева Е.А., Васильева М.А. Организация знакомства с типами речи в учебниках русского языка для начальной школы // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 1-2.
2023