Актуальные вопросы начального общего образования

Носова С.В. Быть наставником - очень ответственно

Библиографическое описание:
Носова С.В. Быть наставником - очень ответственно // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Мастерская как феномен профессиональной сферы человеческой деятельности возникла вследствие желания совершенствовать результаты своего труда. Уже в Средневековье мы встречаемся с понятием «мастерская» у художников и ремесленников – гончаров, кузнецов, валяльщиков, ткачей…

«Мастер» в педагогической мастерской – это особая социальная роль, которую способен выполнить профессионал высокого уровня. Она заключается в демонстрации умений, позволяющих достигнуть высокого и качественно нового результата в работе, оставляя при этом поле для индивидуально-личностной свободы «подмастерья». А роль «подмастерья» подразумевает активное усвоение новых профессиональных умений, преобразование собственного профессионального опыта.

В мастерской идёт поиск образа – совершенствование продукта труда, образца деятельности, дающего высокую результативность с минимальными затратами. В процессе собственной деятельности «подмастерье» приобретает новые практические знания и умения, в результате чего выстраиваются определенные отношения к объекту и результату труда.

Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление ему помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Педагог-наставник должен уметь создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества, поддерживать диалог с коллегами по профессии, уважая при этом право на свой профессиональный почерк, и относиться к молодым специалистам и студентам-практикантам как к представителям профессионального сообщества.

Умение сотрудничать, принимать и стремиться понять другого – важная характеристика педагогической и наставнической позиции учителя.

Наставники – это, прежде всего, друзья, способные вдохновить своим примером, передать опыт, выслушать, войти в положение, дать совет, ответить на «неразрешимые вопросы».

Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Он помогает подопечным развиваться духовно и нравственно, даёт им жизненные знания, помогает освоить будущую профессию.

Наставником может стать человек любой профессии, но чаще всего таковыми являются педагоги, которых принято еще называть Учителями с большой буквы.

Помимо отличного владения профессиональными навыками наставник должен обладать целым рядом личностных качеств. Ключевыми из них являются: ответственность, целеустремленность, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приемами коммуникации и высокая самоорганизация.

Именно в личностном развитии заключается высшая ценность наставничества. Оно таит в себе массу возможностей для личностного роста как ученика, так и самого наставника.

Наставник помогает находить человеку лучшие решения, мотивирует на максимально эффективные действия и контролирует результаты. По сути, это человек, который достиг успеха и готов раскрыть свои секреты другим людям.

Наставник – это эксперт в определенной области, который делится профессиональными советами с менее опытным специалистом: какие навыки стоит развивать, какие ошибки чаще всего допускаются и многое другое.

Быть наставником очень ответственно. Он отвечает за профессиональную подготовку подопечного, сопровождает его на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее. Наставник – это человек с горящим сердцем, живущий для людей и помогающий им становиться лучше.

Наставничество – это система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников через передачу знаний и навыков от более опытного сотрудника к менее опытному или начинающему. Наставник работает не только с новичками, но и с коллегами, которые хотят расти профессионально.

Советы от наставника помогут предвидеть некоторые сложности и подготовиться к ним заблаговременно, ведь у этого человека уже есть опыт решения различных задач – значит, он может помочь, основываясь на собственных ошибках. Наставнику со стороны проще объективно оценить вашу ситуацию, после чего вы сможете вместе разработать пути развития.

Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души, ума и сердца. Выбирать эту профессию можно только по призванию, осмысленно и ответственно. Труд педагога полон тревог и волнений, дерзаний и поисков, нравственных вопросов и серьёзных решений. Выбор педагогической профессии – это поступок длиною в жизнь, и он требует от вас мудрости и терпения, творчества и трудолюбия, профессионального мастерства и, конечно, таланта быть человеком.

Особую роль в профессиональном становлении будущего учителя занимает педагогическая практика, которую он проходит в школе. Практикант сам разрабатывает и проводит уроки, занимается внеурочной деятельностью, выполняет задания по психологической диагностике школьников и многое другое. Всё это – отличная возможность проверить свои знания по организации воспитательной работы и навыки практической деятельности с детьми.

Педпрактика – это период максимального приближения к профессии, вхождения в проблематику педагогической деятельности; время осознанного профессионального выбора и самооценки индивидуальных возможностей.

Учителя – люди отдачи. Про них, как про врачей, можно сказать: в их деле нужно иметь либо два сердца, либо – ни одного. Так много им приходится отдавать душевных сил своим ученикам, так много в их служении душевных затрат. Учитель – не только человек большого сердца, но и человек, у которого ум и сердце в ладу.

Образование учителя – это образование не на всю жизнь, а через всю жизнь, потому что именно она постоянно ставит новые проблемы и побуждает к поиску новых знаний, способов решения, обретению нового опыта творческой деятельности. Учителю необходимо относиться к своей жизни творчески, в этом ему помогает самообразование и процесс непрерывного обогащения, осмысления, систематизации своих знаний и опыта.

Самообразование – самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, то необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека. Занятие, которое сопутствует педагогу всегда.

В школе нельзя работать по шаблону. Шаблон – образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме и по размеру, а также инструмент для проверки форм готовых изделий. Принятый образец, которому просто следуют, подражают. Словарь даёт ряд синонимов к слову «образец»: штамп, трафарет, стандарт, стереотип. Как только молодой специалист, пришедший в школу, решает придерживаться устоявшегося стереотипа, стандарта, он перестаёт быть яркой личностью, индивидуальностью, непредсказуемым и интересным собеседником для своих учеников. Более того, он пытается сделать из школьников изделия, одинаковые по форме и по размеру, с которыми удобно и просто работать. Дети всё очень тонко чувствуют и замечают. Уловив это стремление, школьники инстинктивно отворачиваются от такого учителя. Если молодой специалист недостаточно умел в общении, закомплексован, душевно холоден, он попытается «спрятаться» за маской уверенного, но трафаретно мыслящего и стандартно действующего учителя. Такой педагог не останется в школе надолго.

Одним из важнейших особых умений молодого педагога является умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако далеко не все, повзрослев, умеют общаться. Общение – это основа педагогической деятельности. От умения педагога общаться зависит интерес к познанию, увлеченность предметом, творчество. Это в значительной мере определяет степень овладения знаниями и умениями, воспитывает культуру межличностных отношений, создаёт морально-психологический климат, настроение в классе, в школе. Общение – это важное условие социализации личности.

Бахтин М.М. определил: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться… В этом человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками».

Педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной. Эта деятельность строится по законам общения.

Что же такое педагогическое общение? Это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация совместной деятельности.

Итак, педагогическое общение – это, прежде всего обмен информацией. Это самый трудный аспект педагогической деятельности. Информация передаётся речевыми и неречевыми средствами. Речевое общение – это общение посредством слова.

«Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал», – Саади (персидский поэт-мыслитель). «Слова педагога – это его профессиональное средство, ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника», – Сухомлинский В.А.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанника, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. Это мимика, выразительный взгляд, движения рук и пальцев, жесты, улыбка, умение смотреть на учеников, сидеть, стоять, подниматься из-за стола. Умение пользоваться словом и эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации.

Для учителя не менее значимо и другое умение – умение слушать ребёнка, проявляя интерес. Это большое педагогическое искусство. Человеку, идущему в учителя, надо постигать его. Лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Урок – это общение. Успешность всех форм деятельности определяется продуманным общением и тем, как учитель настроил учащихся на работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении её итогов.

Очень важен и стиль общения. Молодому педагогу следует избегать авторитарного стиля, используя демократичный тип, при котором общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Демократичный стиль можно выразить следующими словами: «Вместе задумали, вместе планируем, вместе организуем, вместе подводим итоги».

Общение – это искусство, индивидуально-творческая сфера личности учителя. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать речевой и неречевой контакт с учащимися.

Если цель воспитания и развития другого человека привлекательна, если она совпадает с целями личной жизни будущего учителя, можно надеяться, что из молодого специалиста получится педагог, способный работать с детьми, учить, развивать и, что самое главное, воспитывать Человека. Особенность педагогической профессии в том, что качество деятельности педагога неразрывно связано с его человеческими качествами, с миром его ценностей, его собственным духовным становлением, с его личностной позицией.

Сердце и разум учителя должны быть в ладу, эмоциональная сухость и грубое проявление чувств убивает доверие ребёнка к учителю и разрушает его авторитет.

Семь шагов к ребёнку и с ребёнком:

1. Заметить эмоциональное состояние ребёнка, которое свидетельствует о переживаемом им психоэмоциональном дискомфорте, о возникшей в его жизни трудной проблеме.

2. Начать разговор с ним так и о том, чтобы у вашего собеседника появилось чувство доверия к вам, понимание, что в его беде вы готовы помочь.

3. Через ряд вопросов помочь ребёнку определить его отношение к возникшей ситуации: нравится ли ему его состояние, отчего он стал таким.

4. Выяснить, требуется ли ему выход из создавшейся ситуации, готов ли он осуществить это.

5. Проработать теоретически вместе с ним несколько вариантов «спасения» и остановиться на более подходящем для него.

6. В избранном варианте определить, что конкретно, когда, где и с кем он будет предпринимать для разрешения трудной ситуации.

7. Во время «выхода» из ситуации корректно следить за развитием событий, если надо – поддерживать, давать советы, содействовать успешности поведения. Обсуждать, что получается, что – нет и почему.

Предлагаемый алгоритм поможет педагогически грамотно (и потому успешно) взаимодействовать с воспитанниками даже в очень непростых ситуациях.

Советы наставнику:

1. Будь внимателен к практиканту, молодому специалисту! Советуй, но не настаивай, оставляй ему право выбора. Каждый человек идёт своим собственным путем.

2. Будь осторожен! Помни – слово поддержки окрыляет, резкое необдуманное замечание – обжигает крылья!

3. Не ошибись! Никакая наука не может дать учителю готовых ответов на все случаи жизни и предложить рецепты для решения возникающих проблем.

4. Не навреди!

5. Не навязывай свою точку зрения! Педагогическая наука даёт учителю точку опоры, научные основы деятельности. Но индивидуальный, конкретный путь в своей профессии каждый осуществляет сам, свободно и ответственно определяя, какую он выберет программу, учебник, на каких принципах построит обучение своему предмету.

6. Никогда не давай ложных обещаний!

7. Будь надежным помощником для студента-практиканта, молодого специалиста! Помни, что и у тебя когда-то всё было впервые – первый звонок, первый урок, первый класс и первые неудачи и разочарования, но ты смог всё это преодолеть. И он обязательно сможет – твой подопечный и будущий учитель!

Малоопытность – не порок. Отсутствие искренности в словах и поступках, заинтересованности, увлеченности, фальшь в голосе и интонации, натянутая улыбка, «колючий», недружелюбный взгляд, ложь в обещаниях – вот признаки, на которые следует обращать внимание наставнику. Опыт придёт, а вот всё остальное воспитывается с детства.

«Школа – это поезд, везущий ребёнка ко взрослой жизни. В этот поезд он садится с маленьким багажом знаний. Во время всего пути поезд останавливается на разных станциях, где у ребёнка появляется возможность пополнить свой багаж. В пути он находится в «вагончике-классе» со своими попутчиками – одноклассниками, с ними всегда рядом проводник – учитель, который за время пути становится, как правило, родным человеком. И очень важно, чтобы он не оказался просто случайным попутчиком. Поезд, прибыв на конечную станцию, открывает свои двери, чтобы выпустить своих пассажиров. А проводник остаётся ждать уже спешащих к нему всё новых и новых», – очень точно подметила Д. Рашидова.

Учитель учится вместе со своими учениками, изменяется и растёт вместе с ними. Учитель – постоянно развивающаяся личность, «спешащая» за вечно стремящимся вперед ребенком.

Благодарю авторов учебного пособия «Профессия – учитель» Роботову А.С., Шапошникову И.Г., Родионову В.А. и др. за помощь в работе наставника. С этой книгой я познакомилась в 2005 году, когда вела курс профессиональной ориентации в школе.
2023-12-12 15:21 2023