Одна из актуальных проблем современного дошкольного образования, которую успешно решают музыкальные руководители дошкольных учреждений, это развитие взаимосвязи эмоциональной и интеллектуальной сфер устанавливающейся психики ребенка. Ведь многолетние наблюдения за развитием малышей доказывают, что музыкальное восприятие помогает ребенку познавать окружающий мир, так как музыка – это не только эмоции, но и огромные, неисчерпаемые образы, идей, мысли.
Таким образом, развитие музыкального восприятия помогает решать одновременно несколько педагогических задач: это и непосредственно развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, и, конечно, формирование начала музыкальной культуры, что способствует развитию общей духовной культуры человека.
В связи с чем у современных родителей возникает вопрос о времени начала такого развития. Их интересует: когда же именно нужно начинать работать над музыкальным развитием ребенка? По мнению ученых-педагогов, такую работу следует начинать за девять месяцев до рождения ребенка. Многие обыватели могут не согласиться с этим утверждением, считая, что воспитание ребенка, в том числе и музыкальное, следует начинать значительно позже, после трех-четырех лет. Тем не менее, последние исследования в педагогике говорят о том, что именно возраст до четырех лет является тем возрастом, при котором восприятие музыки дает более глубокое психоэмоциональное развитие подрастающего малыша. Сторонник раннего активного развития, проживающий в Японии, Масаре Ибука говорит в своих исследованиях о том, что после четырех уже поздно говорить о глубинном музыкальном развитии. Одним из доказательств его теории он приводит примеры детей, которые в младенчестве были потеряны в джунглях, три – четыре года проживали там без человеческой речи, без каких-либо музыкальных инструментов и которые после были возвращены к человеческой жизни. Их не смогли научить в последующие года не только читать или считать, а даже произносить звуки, обозначающие членораздельную речь. Эта точка зрения вызывает некоторые сомнения в контексте музыкального развития. Ведь за долгие годы педагогической работы в дошкольном учреждении у музыкальных руководителей появляются масса примеров, когда в детский сад приходит ребенок трех – четырех лет, ранним музыкальным воспитанием которого никто не занимался. Впоследствии такой ребенок при регулярных занятиях активного и даже пассивного музыкального развития становился большим любителем музыки, а иногда и профессиональным музыкантом. Кроме того, на сегодняшний день остается открытым вопрос о том, как соотносится генетическая предрасположенность и влияние окружающей среды на всестороннее развитие ребенка. Но тем не менее, все ученые твердо уверены, что ранний период в жизни каждого растущего малыша играет важную роль, что у детей трех – четырех лет заложен огромный жизненный потенциал. В этот период их сознание не имеет стереотипных представлений т усиленно впитывает все то неизведанное, что подкидывает им окружающий мир. Ребенок до четырех лет настроен на познание, он хочет учиться, получает удовольствие от всего, что повышает его жизненный опыт. Безусловно, такой позитивный момент этого возраста необходимо использовать как родителям, так и педагогам. Наблюдения за детьми, которые слушают музыку с первых дней жизни, как правило, оказываются более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.
В своей работе педагогу следует работать над тем, чтобы у малыша проявлялся интерес к музыке, так как это составляет основу музыкального развития дошкольника. Музыка вызывает положительные эмоции, что делает ребенка восприимчивым к окружающему миру. Педагогами дошкольных учреждений давно подмечено, наибольшим эффективным воздействием на мышление ребенка является слушание музыки. В моменты размышления об услышанной музыке, анализа прослушанного, соответствующего возрастным особенностям дошкольника, у ребенка развивается логическое и ассоциативное мышление, при этом происходит формирование навыков самостоятельной работы. Интерес к музыке пробуждает личность, побуждает ее к активной деятельности, в целом, является основой для ее творческих проявлений. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Прослушивание происходит в течение небольшого отрезка времени, поэтому рекомендуется чередовать активную и пассивную деятельность. Только тогда малыш сможет прослушать одну и ту же композицию. В этом возрасте дошкольник уже может различать звуки высокого и низкого регистров (птичка – медведь), а также звуки некоторых музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, барабан). В этом же возрасте происходит постепенное включение в пение: ребенок старается подпевать отдельные слоги, подражает некоторым звукам. Наряду с развитием музыкальных способностей активно начинает развиваться чувство ритма, которое неразрывно связано с развитием крупной моторики. Ребенок с удовольствием танцует под музыку, под песни, выполняет несложные движения: качает головой, машет руками, приседает, подпрыгивает, хлопает в ладоши, топает ножками.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что работа над ранним творческим развитием, в том числе музыкальном, оказывает огромное влияние на развитие ребенка, наполняя его чувственно-эмоциональную сферу, улучшает в целом общие свойства психики, повышает интеллект, развивает крупную моторику, стимулирует развитие произвольного внимания. Ребенок начинает воспринимать увиденное и услышанное с анализом происходящего. При этом восприятие способствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие – это сложный поэтический процесс, в котором переплетаются тактильные ощущения звуков музыки и красивые созвучия, яркие музыкальные образы. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях малыши учатся слушать, слышать и воспринимать музыку, что в свою очередь развивает в них чувство любви к прекрасному, что воспитывает в них человека с творческим потенциалом, и это невозможно переоценить. Музыка – инструмент, способный воздействовать на развитие малыша по всем направления развития. Родителям и педагогам необходимо осознавать, что чем раньше будет начинаться музыкальное воспитание в жизни ребенка, тем лучше проявятся компоненты творчества в развитии творческого роста дошкольника.