Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности. [2]. К активным методам обучения относятся: · принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; · достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия); · самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. Выделяют три уровня активности: · активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу; · активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; · творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов. Готовясь к каждому уроку, я подбираю материал и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого обучающегося каждую минуту на уроке. Я всегда стараюсь предугадать те моменты, когда эта деятельность может начать угасать. В свои уроки я что-нибудь неожиданное, необычное, удивительно. Большое внимание уделяю занимательным моментам. Занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связанны с изучаемой темой (К. Д. Ушинский называл их «внутренними»), а могут быть с нею совсем не связанными (по К. Д. Ушинскому – «внешними»). [1,6]. Совершенно очевидно, что «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней». Потому что хороший учитель не просто «размачивает» сухой материал урока занимательным, он подбирает последний так и находит ему такое место, чтобы «выжать» из него как можно больше пользы. Нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. [5,8]. Наиболее распространенными типами являются: 1. Уроки – деловые игры. 2. Уроки-соревнования. 3. Уроки типа КВН. 4. Компьютерные уроки. 5. Уроки творчества. 6. Уроки-аукционы. 7. Уроки-зачеты. 8. Уроки-конурсы. 9.Уроки – ролевые игры. 10. Межпредметные уроки. 11. Уроки-игры «Поле чудес». 12. Уроки-фантазии. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности. [4,6]. Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и др.), умение переключаться с одного вида деятельности на другой. На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения активного обучения: Лабораторная работа — это самостоятельная работа обучающихся, которая выполняется посредством наблюдений, сравнений. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [1,5]. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети, и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста; одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. По отношению к познавательной деятельности, игра требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить; многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно. Все дидактические игры по содержанию можно разделить на три группы: игры с цифрами и числами; игры с геометрическими фигурами; игры на развитие логического мышления. Игровые разминки могут быть средством: актуализации знаний; развития несложных навыков таких как, например, устный счет; развития сообразительности; смекалки; устной речи; нестандартности мышления. Игры-разминки могут быть: подвижными и статичными. Кроме того, математические игры-разминки могут быть использованы в разные моменты урока. Например, игру «математическое домино» можно проводить: в начале урока, разделив класс по рядам, с целью включить учащихся в работу на уроке; как дополнительное задание для детей решающих быстрее остальных, разделив их на пары; специальное задание для именинника, у которого карточка соберется в надпись «С днем рождения!»; как дополнительные занятия после уроков; как задание для «штрафников» (учеников не сделавших домашней задании и т. п.). Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем [3,7]. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение школьниками учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор обучающихся, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Литература: 1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 2. Быков А. К. 2. Гакаева Р. Х. Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 122-125. 3. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие / А. К. Быков. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. 4. Преподавание математики в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159. Гакаев Р. А. 5. Образовательные технологии на уроках математики в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7. Муцаева Т. С. 6. Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения [Текст] / Т. С. Муцаева // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 24–27. 7. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. [Электронный ресурс]. — http://do.gendocs.ru/docs/index-355056.html. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 186 с. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. 8. Система развивающего обучения / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. — М., 1999. Энгиноева Ф. С. Развитие логического мышления учащихся на уроках математки. В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар, 2015. С. 98–102. e-mail для связи: Vika66518275@yandex.ru