Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf
Краткая аннотация проекта
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В традиционной татарской культуре наряду с фольклором, народными праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает традиционная татарская кукла. Она была и детской игрушкой, и оберегала дом. Традиционная кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской куклы. Проект предполагает приобщить нас к чарующему миру куклы, даёт возможность попробовать изготовить её своими руками. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с куклой позволит нам узнать ближе культуру татарского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Поэтому я решила выбрать тему для проектной работы, связанную с изготовлением традиционных татарских кукол – героев татарской народной сказки. В сказках, как в зеркале, отражаются культура и быт народа, его история. Татарские народные сказки достаточно поучительны. Много таких сказок, где затрагивается тема поколений. Из интересного и поучительного сюжета сказки «Три сестры» можно узнать о нерадивых детях, которые не заботятся о престарелой и больной матери. И взять пример с младшей дочери, которая, бросив все дела, поспешила на помощь к своей маме.
Цель проекта:
Изучить традиционную татарскую куклу, как важную составляющую культуры татарского национального быта и научиться делать куклу своими руками.
Для достижения своей цели, необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Узнать историю традиционной татарской куклы.
3.Познакомиться с историей татарского костюма.
4. Подобрать материал для изготовления куклы.
5. Изготовить несколько кукол - героев сказок своими руками.
Этапы работы:
I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
II этап – исследовательский: поиск, накопление и систематизация информации о традиционной татарской кукле, осознание ее места в национальной культуре;
III этап – творческий: изучение и изготовление кукол, подготовка презентации проекта;
IV этап – защита проекта;
V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.
Таким образом, цель моей работы такая: научиться делать традиционную татарскую куклу своими руками.
Гипотеза:
Я предполагаю, что смогу сделать традиционных татарских кукол – героев татарских сказок.
Для решения поставленной проблемы была разработана система мероприятий, предусматривающая следующие действия:
1. Чтение татарских народных сказок.
2. Изучить информацию о татарских народных куклах; технологию изготовления кукол.
3. Познакомиться с текстильными материалами, используемыми для создания кукол татарской национальности.
4. Исследовать на практике особенности изготовления кукол. Практическая работа. Изготовление кукол.
5. Распространить опыт по изготовлению тряпичных кукол среди детей и взрослых: мастер-класс по изготовлению кукол, подарок взрослым.
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
Методы работы:
1.Информационно-поисковый. Изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет.
2. Исследовательский. Анализ, сравнение и обработка информации;
3. Практический. Изготовление кукол.
Область исследования: технология.
Объект исследования: рукотворная кукла.
Предмет исследования: изготовление традиционной татарской куклы.
Результатом моего проекта стали куклы, сделанные своими руками.
Формой представления результата моей проектной работы являются куклы – сказочные персонажи и компьютерная презентация.
Описание работы
В ходе работы над темой исследования было изучено большое количество интересных материалов, которые я нашла в сети Internet, энциклопедиях, книгах. Из них я узнала:
· о традициях татарского народа;
· о куклах прошлого и современных,
· о татарском фольклоре,
· какие материалы нужны, чтобы сделать традиционную куклу,
Проанализировав весь имеющийся материал, я выделила для себя много нужной мне для проекта информации.
История традиционной татарской куклы
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только фабричные игрушки, но и сделанные своими руками.
С давних времен татары и русские жили вместе на одной территории. Торговали, отмечали праздники, перенимали опыт друг друга. Тем самым, обуславливается то, что татарские народные игрушки и русские народные игрушки – очень похожи.
Традиционная татарская кукла изготавливалась из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Кукле–женщине делали платье в соответствии с требованиями Шариата. Имен татары куклам не давали. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, безвредной для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Все народные татарские куклы делались так, чтобы ребенок смог развить свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. Татарские женщины создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение. Во многих семьях татары держали кукол, которые были духами-помощниками, хранителями семейного счастья.
Кукол нельзя было выкидывать. Считалось, что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души автора. Поэтому все куклы бережно складывались в сундук для будущих поколений. Некоторые ставили их на окно, другие - в углу на полке, в корзинах, ящиках или в специальных домиках в подвале, на чердаке.
За куклами ухаживали, кормили, поили, приносили подарки. Обычно уходом за куклами занималась женщина - хозяйка дома.
Обряд создания куклы – это обряд сохранения жизни, сбережения от зла. Народная кукла хранит древние образы, пронесенные сквозь тысячелетия.
Традиционная кукла имеет очень большое значение в воспитании у ребенка лучших человеческих качеств. Она не вызывает агрессию, как заполонившие прилавки в магазинах чудовищные монстры и роботы. Нужно возрождать традиции наших предков, которые воспитывают целостную, нравственно положительную личность. Кроме этого, сделав такую куклу самостоятельно, можно испытать удивительное чувство радости от создания чего-то одновременно простого и таинственного.
Экологическое обоснование проекта
Работа выполнена из материалов, которые не наносят вреда здоровью человека. С этими материалами было легко, приятно и интересно работать. Изделия получались яркими и аккуратными.
Заключение
В ходе работы я овладела различными способами поиска информации (работа с литературой и в сети Интернет), где:
· прочитала много интересного о национальной культуре;
· узнала историю возникновения татарской куклы, пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей и взрослых;
· кукла оберегает, передаёт опыт, развивает самостоятельность, несёт любовь;
· ознакомилась с видами тканей в магазинах, и которые имеются в доме.
Мой педагог в группе продленного дня преподала мне мастер – класс по изготовлению куклы. И теперь я делаю их сама. В процессе выполнения работы я овладела технологическими приёмами ручной обработки материалов. Изучив технологию изготовления куклы, провела мастер-класс по её изготовлению для одноклассников. Также показала небольшой театрализованный спектакль по сказке «Три сестры» для учеников первого класса.
Результатом моей работы являются сделанные мною куклы.
Считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Я научилась делать традиционных татарских кукол – сказочных персонажей. Являясь частью культуры человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской куклы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Библиографический список
1. Авторская кукла. http://arttower.ru
2. Галерея кукол. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html
3. Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»).
4. Завьялова, М.К. Татарский костюм. Татар милли киеме. Tatar Costume / М.К. Завьялова. – Казань: Изд-во Заман Язык, 1996. -256 с.
5. Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru
6. Народные куклы. Народные игрушки: www.rukukla.ru
7. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX вв.). Историко - этнографический атлас татарского народа.
Издательство: Казань.Фен.312 страниц; 2000 г..
8. Суслова, С.В. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX– начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа / С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. – Казань: Фэн, 2000. – 312 с.
9. Татарские народные сказки. Казань: Татарское книжное издательство.1988.
10. Текстильная кукла. Кукла своими руками. Типология кукол. http://my-doll.ru
11. Шайдурова Н.В., «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г
swetlana.basanova@yandex.ru тел.89600351123
Приложение
Начинаем делать татарских кукол – героев сказки «Три сестры».
Для изготовления куклы потребуется деревянный брусок, ткань разных цветов, тесьма, нитки, ножницы, иголка.
Таблица 1.
Пояснение
Рисунок
Начинаем делать младшую сестру. Берем брусок и обматываем синтепоном и белой тканью – формируем голову. Выкраиваем юбку и надеваем на брусок.
Затем выкраиваем прямоугольник из ткани и сворачиваем рулоном. Делаем руки.
Выкраиваем и надеваем рубаху и камзол. Нарежем шерстяные нитки по длине волос. Заплетаем косы и прикрепляем на голову кукле.
Затем делаем калфак и надеваем на куклу. Кукла готова. Аналогично изготавливаем других кукол – среднюю и старшую сестру.
Три сестры готовы.
Также я решила сделать и остальных героев сказки, чтобы в дальнейшем показать театрализованный спектакль по сказке «Три сестры». Из лыка я изготовила белочку. А также из подручных материалов сделала черепаху
Паук и пчелка.