НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Алахвердиев Ф.Д., Сатуева Л.Л., Банкурова Р.У. Особенности изучение оползневых процессов на Северном Кавказе как педагогическая проблема

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Стихийные действия сил природы, в их числе оползни, наносят огромный материальный ущерб природе и обществу. В различных уголках нашей планеты постоянно возникают чрезвычайные ситуации природного характера, их количество постоянно возрастает и они способствуют ухудшению экологической ситуации во всем мире и на Северном Кавказе в частности. В связи с этим встает вопрос о расширении и совершенствовании природоохранительного просвещения. Роль школьной географии в области образования по окружающей среде возрастает.
Российские ученые и педагоги такие как: М.Н. Скаткин, И.Я Лернер, А.А.Ломбажидзе, И.К. Журавлев., И.Я. Зорина И.И. Баринова,, Н.Ф. Винокурова, И.В. Душина, Г.С. Камерилова, Т.С. Комиссарова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, М.В. Рыжаков и многие другие уделяют большое внимание вопросам структуры и содержания школьного географического образования, которое, по их мнению, должно быть приведено в соответствие с современным уровнем географической науки и актуальным требованием рационального ресурсопользования. В недавнем времени география преимущественно имела описательный и объяснительный характер, однако в связи с развитием новых направлений, основанных на системном подходе, а также гуманизацией и экологизацией общества, встает вопрос о расширении и совершенствовании природоохранительного просвещения. Как справедливо замечает А.А. Лобжанидзе новые тенденции в школьной географии выражаются в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний https://realartist.ru/problems-and-prospects-of-school-geographic от 30.11.2018 г.
Согласно взглядам Л.Я. Зориной география входит в число предметов (вместе с физикой, химией, биологией, историей), где главным элементом содержания образования служат научные предметные знания. Составляя костяк учебного предмета, знания наиболее полно представлены в школьной программе по географии, занимая большую часть ее текста. Географические знания неоднородны по своим функциям, особенностям усвоения и способам изложения в учебнике [ Зорина 1978].
Итак, школьную географию можно рассматривать как педагогическую проекцию науки на основе учёта возрастных особенностей школьников и их подготовки.
При разработке новых подходов к содержанию школьной географии должны быть учтены познавательные интересы учащихся и необходимость создать целостную географическую картину мир, используя не только принцип научности, но и доступности, изъятие усложнённой и второстепенной информации, усиление развивающего и воспитательного обучения. В основе реализации стандарта школьного образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает внедрение в образовательный процесс инновационных методик, например: проектной деятельности, веб-технологий и других [Беляева 1998; Баринова 1999; Бахчиева 2000; Васильев 2003 ].
Следует учитывать важность формы организации обучения: это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке и определенном режиме. Согласно современным методикам организационные формы обучения географии представлены: урочные и внеурочные формы. К первой группе относят урок и лекционно-семинарско-зачетную систему обучения, которая развивается в пространстве урока. Вторая группа включает учебные экскурсии, практикумы, консультации, олимпиады, экзамены, смотры знаний и т. д. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и ученика различают фронтальную, индивидуальную и групповую организацию учебной деятельности. Учитель-географ сам выбирает организационные формы обучения в соответствии с темой, возрастом учащихся, техническими возможностями учебного заведения и т.д.
Рассмотрим как тема нашей ВКР может быть внедрена в школьную географию, исходя из современных уровней школьной географии:
1. Формирование научной картины мира;
2. Приобретение учащимися знаний и умений;
3. Воспитание и всестороннее развитие личности
В настоящее время особенно актуальны вопросы прогноза и борьбы с экзогенными геологическими процессами на территории Северного Кавказа. Среди экзогенных геологических процессов территории основное место занимают оползни, поскольку Северный Кавказ находится. в зоне влияния молодой горноскладчатой страны, обусловленной литологией пород, блоковой тектоникой, неотектоническим этапом развития территории, режимом современных вертикальных движений, а также климатическими особенностями и техногенной деятельностью. Все это активизирует развитие экзогенных геологических процессов. Здесь выявлено многочисленные оползневых участков, находящихся в стадии либо временной стабилизации, либо активизации. Катастрофическое проявление оползней наносит ощутимый ущерб- народному хозяйству, затрудняя, а часто делая невозможным реализацию планов хозяйственного освоения территории,. приводит к частичному или полному разрушению населенных пунктов, выводит из строя важные производственные и технические объекты, такие как газопроводы, линии электропередач, водопроводы, мосты, дороги, железнодорожное полотно и т.д. Уровень ущерба в период активизации оползней значителен.
Включая тему Оползни в содержание школьной географии учитель должен дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения и объектов хозяйствования от последствий оползней. Ценность этой темы в том, что оползни можно увидеть в натуре, что способствует сознательному усвоению географических знаний. При отборе и организации географического материала следует использовать следующие подходы: исторический, антропоцентрический, краеведческий и практический.
Так, исторический подход позволяет раскрыть: историю образования, развития и распространения оползней, некоторые их закономерности. Антропоцентрический подход, базирующийся на взаимодействие человека и природы, поможет выявить роль антропогенного влияния на стихийные бедствия, что позволяет сделать изучаемую тему более социально значимой и полезной для учащихся.
Краеведческий подход обеспечивает наличие регионального компонента в содержания географического образования и дает большие возможности молодому поколению лучше адаптироваться к местным условиям, особенно через использования метода наблюдения, который нами понимается как целенаправленное восприятие географических объектов и явлений в соответствующей обстановке. Организация наблюдений и опытов на местности является привилегией обучения географии, необходимое условие, при котором учитель-географ управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира вначале посредством конкретно-образного, а затем и абстрактного мышление как базы для усвоения теоретических знаний.
Практический принцип в обучении предполагает расширении границ образовательного пространства, выход за рамки классно-урочной системы: проведение практических работ на местности, кружки, факультативы, проектная и музейная деятельность, а также экскурсии и походы. Конечный результат работы учителя определятся не столько суммой приобретенных знаний его учениками, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни.
Так, наблюдения за оползнями в горных районах Дагестане позволяют получить о них научные представления и способствуют формированию общих и единичных географических понятий. Чтобы наблюдение было успешным учитель дает предварительно ряд установок: а) установление причинно-следственных связей; б) установление связи новых знаний с жизнью, с практикой; в) фиксация внимания учащихся на главном, требующем размышления и прочного усвоения и т.д.
Анализируя увиденное с помощью учителя, учащиеся сделали самостоятельные выводы, что взаимодействие грунтовых и поверхностных вод, а также недостаточное внимание к охране травянистой и древесной растительности на склонах, пагубно отражается на их сохранение. Они обратили внимание, что дренажные колодцы на склонах не в состоянии уберечь этот район от явления оползней. Эти наблюдения помогли школьникам осознать важные закономерности взаимодействия различных природных факторов. Обогащаясь новыми знаниями в процессе практических работ на природе, школьники по-новому воспринимают окружающую природу и действительность.
Опыт работы показывает, что при соответствующем выборе географического объекта и целенаправленной подготовки учителя и учащихся проведение экскурсий, походов дает высокий учебно-воспитательный эффект, служит средством обогащения представлений учащихся образами реальных географических объектов и явлений, инструментом накопления определенных географических знаний и компетентности.
Освоение систем развивающего обучения школьников и реализация вышеперечисленных принципов в обучении географии позволит приобрести ученикам необходимые экологические и географические знания, сформировать ответственное отношение к природе, привить навыки осознанной экологической компетентности и культуры. В процессе различных форм деятельности учащихся выступают в единстве познание географической среды, обогащение чувственного личного опыта каждого школьника, развитие познавательного интереса и возникновение ответственного отношения к природе. Учитель географии в пространстве урока и дополнительного географического образования способствует формированию также духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Известно, что периодические массовые активизации оползневого процесса, а также катастрофические перемещения отдельных оползней в различных регионах России, в том числе и в Дагестане, наносят огромный ущерб народному хозяйству. В целях решения экологических задач по рациональному использованию территории и предотвращению материального ущерба от оползней необходима не только научная разработка методов контроля оползневого процесса, своевременное предупреждения его катастрофического развития и проведение защитных мероприятий, но правильная организация образовательного процесса, ибо экологическое воспитание и образование населения, в том числе и школьников способствуют улучшению экологической ситуации.
На наш взгляд, тема «Оползни» должна быть обязательно включена в школьную географию с учетом возрастного уровня и уровня развития учащихся при отборе содержания и методов обучения. Построение учебного материала осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Ниже, мы предлагаем методические рекомендации к примерной схеме проведения учебной аудиторной работы по данной теме, связанной непосредственно с материалами нашей выпускной квалификационной работы.
Тема: ОПОЛЗНИ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ.
Цель урока. Дать учащимся общее представление об оползнях во всем многообразии и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с помощью презентаций с классификацией оползней, причинами их возникновения; с распространением оползней на территории Северного Кавказа.
Изучаемые вопросы
1. Оползни и причины их возникновения (общее).
2. Возможные последствия оползня.
3. Защита населения от последствий оползней.
4 Некоторые закономерности образования, развития и распространения оползней на территории Северного Кавказа.
5. Оползни инженерных земляных сооружений
Рекомендации по изложению учебного материала
1. Дать определение оползня и раскрыть причины его возникновения (естественные и искусственные). Обратить внимание учащихся на то, что оползни это – геологический процесс, который чаще всего затрагивает склоны. Известно, что большая часть поверхности Земли — это склоны. К склонам относят участки поверхности с углами наклона, превышающими 1°. Склоны занимают не меньше 3/4 площади суши.
2. Уделить внимание естественным причинам возникновения оползней: естественными причинам считаются величина крутизны склонов; залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены; подмывание основания склонов морскими и речными водами, а также сейсмические толчки (землетрясения).
3. К искусственным причинам относятся: разрушение склонов, при строительстве дорог; чрезмерная выноска грунта; вырубка лесов; неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.
4. Представить общую классификацию оползней: а) оползни в однородных связных породах; б) Оползни в связных породах, залегающих в виде пластов с хорошо выраженными поверхностями напластования; в)  оползни в связных породах, залегающих в чередовании с пластами и линзами водоносного песка (сделать компьютерную презентацию).
5.Для стимулирования интереса ввести в тему несколько любопытных фактов, например: Сходят оползни в любое время года, но особенно энергично весной или во время летних дождей. На берегах морей оползни развиваются после сильных штормов. В России оползни довольно часто происходят в Поволжье — в Саратовской области, в районе Волгограда; на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири и. конечно, на Северном Кавказе и т.д.
6. Представить информацию об оползнях на Северном Кавказе
7. Последствия оползней и защита населения (желательно дать компьютерную презентацию о наиболее известных катастрофических последствиях оползней). Обратить внимание учащихся, что при перемещении значительной массы породы, вызванном оползнями, могут создаваться чрезвычайные ситуации. Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населенные пункты, губить сельскохозяйственные угодья, создавать опасность при эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети приводить к гибели людей. В качестве наглядного примера использовать материал по оползням инженерных земляных сооружений ( железнодорожные насыпи).
8. Познакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми в стране по защите населения от последствий оползней: контроль над оползнями и их прогноз; проведение противооползневых мероприятий. Если оползень нельзя предотвратить, то население оповещают об угрозе, организуется эвакуация.
Исходя из того, что одна из важных функций географии - применять полученные навыки в жизни, желательно в заключение урока обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по действиям при угрозе возникновения оползня: знать сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала (отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовиться к немедленной эвакуации).
Эксперты в области школьной географии отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям в этой области создают возможности для учителя сделать урок более деятельностным, эффективными познавательным.
Контрольные вопросы
1. Какие природные явления называются оползнем и каковы причины его возникновения?
2. К каким последствиям могут привести оползни в хозяйственной деятельности и для жизни населения?
3. Какие мероприятия проводятся по защите населения от последствий оползней?
4. Какие территории Северного Кавказа подвержены оползневым процессам и почему?
Итак, посредством этой темы наряду с предметными компетенциями как в пространстве урока, так и в практике внеурочной деятельности формируются у учащихся навыки универсальных учебных действий, приемы учебно-исследовательской и проектной деятельности ( по специальным заданиям как индивидуальным, так и групповым), умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией и т.д. Несомненно, что для успешного осуществления образовательного процесса требуются создать необходимую информационно-образовательную среду: кабинеты, оснащенные современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помочь учителю в оперативной обработке материалов, ведению мониторинга по развитию у учащихся универсальных учебных действий. Это позволит эффективно работать в этой среде по подготовке современных школьников, способных к творческому труду и постоянному самообразованию.
Итак, если мы хотим сохранить позиции географии в учебном плане при интенсивном наступлении на нее других естественнонаучных дисциплин, то следует строить школьную географию на единстве обучения и воспитания, а также на реализации таких подходов как: исторический, краеведческий, антропоцентрический и практический. Переход на новые программы, повышение научности преподавания и приближение школьной географии к географии как науке мировоззренческой, способствует усилению ее влияния на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, на освоение системы географических знаний; ознакомление с методами познания географической среды; овладение умениями применять географические знания в практической деятельности.

Библиографический список

1.       Баринова И. И., Ром. В.Я. География России: Методическое пособие 8-9 классы.- 3-е изд., - М.: Дрофа, 1999. - 144 с.
2.       Бахчиева, О. А. Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере «Москвоведения»): Дис. на соиск.канд. пед. наук: 13.00.02 -. М.: 2000. - 144 с.
3.       Беляева, Т. К., ЛадиловаН.Н., Николина В.В. Проблемы целей и содержания географического образования: ценностный аспект: Учеб. пособие.- Нижний Новгород.: НГПУ, 1998. - 85 с.
4.       Васильев, С. В. Экологическое образование школьников при обучении географии.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003, - 91 с.
5.       Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М., 1978. - 128 с.
2019