НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чимова Н.В. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Аннотация: Традиционно семья – главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывают семейные традиции, под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание дошкольников, семья, ценности семьи, семейные традиции.

Главный смысл и цель семейной жизни –

воспитание детей. Главная школа воспитания детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Семья является главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, а также выступает главным элементом в механизме передачи социального опыта. Семейные традиции можно отнести к совокупности семейных функций, которые определяют уклад семьи, ее психологическую атмосферу. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка.
Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя и порождая традиции. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.
Особое внимание педагогами детского сада №66 уделяется по выстраиванию взаимодействия с семьей в вопросах возрождения народных традиций в семейном воспитании. Знание наследия необходимо каждому. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
На подготовительном этапе мы с родителями воспитанников намечали ориентиры последующей совместной работы: сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также родители являются активными участниками спортивных развлечений, народных праздников, музыкальных досугов. Мы считаем, что созданные условия для совместной творческой деятельности и сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению, как педагогов, так родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
 В нашем детском саду проведение именно фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями готовят атрибуты, украшают помещение, организуют выставки. Так весной проходит ежегодный фестиваль «Венок дружбы народов Поволжья», где дошкольники знакомятся с традициями и обычаями разных национальностей, проживающих на территории Чувашии. На праздник к ребятам приходят известные гости Чувашии. В весенней неделе «Чувашского фестиваля культуры и традиций» родители вместе с детьми выезжают в музеи города, встречаются с интересными людьми, проводят мастер-классы.
Родители участвуют в организации и проведении выставки творческих работ «Чувашский сувенир», «Золотые руки мамы», изготовленных руками родителей и детей, фоторепортажи «По памятным местам Чувашии», «Известные люди родного края».
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно обновляется материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. В связи с этим в детском саду было проведено семейное мероприятие «Осеннее кафе». От каждой возрастной группы семья представляла свое блюдо из даров осени. Все члены семьи подготовили яркие презентации осеннего блюда и обменивались рецептом приготовления этих блюд. Завершилось мероприятие дружной дегустацией блюд, представленных на празднике.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными играми своего детства, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того, чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы, необходимо как можно чаще собирать в кругу семьи, вместе проводить время отдыха. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не отзывчивым.
Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет система дошкольного воспитания и обучения, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.
Список использованной литературы:
1. Ашиков, В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - с. 3.
2. Демидова, Н. И. Формирование образа семьи у старших дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. Москва, - 2003.
3. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, - 2008.
4. Кузьмина, И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика.- 2008.
5. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14.
2018