Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf
Аннотация: Традиционно семья – главный институт воспитания. Семья оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере. Громадное влияние на духовное становление личности дошкольника оказывают семейные традиции, под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению.
Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание дошкольников, семья, ценности семьи, семейные традиции.
Главный смысл и цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа воспитания детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В.А. Сухомлинский
Семья является главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения, а также выступает главным элементом в механизме передачи социального опыта. Семейные традиции можно отнести к совокупности семейных функций, которые определяют уклад семьи, ее психологическую атмосферу. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка.Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Не потому ли, что "старые и малые" более свободны от соображений житейской выгоды, отношения между ними более искренни и духовны. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя и порождая традиции. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д.
Особое внимание педагогами детского сада №66 уделяется по выстраиванию взаимодействия с семьей в вопросах возрождения народных традиций в семейном воспитании. Знание наследия необходимо каждому. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Чтобы ребенок чувствовал себя благополучно, в семье должна присутствовать доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
На подготовительном этапе мы с родителями воспитанников намечали ориентиры последующей совместной работы: сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также родители являются активными участниками спортивных развлечений, народных праздников, музыкальных досугов. Мы считаем, что созданные условия для совместной творческой деятельности и сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению, как педагогов, так родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
В нашем детском саду проведение именно фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями готовят атрибуты, украшают помещение, организуют выставки. Так весной проходит ежегодный фестиваль «Венок дружбы народов Поволжья», где дошкольники знакомятся с традициями и обычаями разных национальностей, проживающих на территории Чувашии. На праздник к ребятам приходят известные гости Чувашии. В весенней неделе «Чувашского фестиваля культуры и традиций» родители вместе с детьми выезжают в музеи города, встречаются с интересными людьми, проводят мастер-классы.
Родители участвуют в организации и проведении выставки творческих работ «Чувашский сувенир», «Золотые руки мамы», изготовленных руками родителей и детей, фоторепортажи «По памятным местам Чувашии», «Известные люди родного края».
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно обновляется материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. В связи с этим в детском саду было проведено семейное мероприятие «Осеннее кафе». От каждой возрастной группы семья представляла свое блюдо из даров осени. Все члены семьи подготовили яркие презентации осеннего блюда и обменивались рецептом приготовления этих блюд. Завершилось мероприятие дружной дегустацией блюд, представленных на празднике.
Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными играми своего детства, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того, чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы, необходимо как можно чаще собирать в кругу семьи, вместе проводить время отдыха. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не отзывчивым.
Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет система дошкольного воспитания и обучения, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.
Список использованной литературы:
1. Ашиков, В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - с. 3.
2. Демидова, Н. И. Формирование образа семьи у старших дошкольников: Диссертация канд. пед. наук. Москва, - 2003.
3. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, - 2008.
4. Кузьмина, И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика.- 2008.
5. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14.