Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Ипполитова Ю.Е., Котляров Д.А. Развитие межпредметных связей физического воспитания обучающихся с социально-гуманитарными дисциплинами в системе СПО как условие формирования разносторонней личности со

Библиографическое описание:
Ипполитова Ю.Е., Котляров Д.А. Развитие межпредметных связей физического воспитания обучающихся с социально-гуманитарными дисциплинами в системе СПО как условие формирования разносторонней личности современного студента // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

Современный этап развития общества ставит перед системой российского образования высокий уровень требований по формированию у обучающихся различных компетенций, необходимых для успешной социализации. Это становится особенно актуальным для молодежи в контексте нынешней геополитической обстановки, когда степень информационного давления на Россию и ее граждан постоянно повышается. В подобной ситуации резко возрастает значимость гражданско-правовых компетенций. Они подразумевают образование и воспитание современной молодежи в качестве граждан России, формирование их национальной идентичности и чувства патриотизма, а также повышение интереса к изучению истории родной страны.

Стоит отметить, что в последние десятилетия в качестве важнейшей нематериальной ценности в обществе, рассматривается и здоровье человека. Особенно если этот вопрос касается таких социально-демографических групп, как дети, подростки и молодежь. Данный подход, отнюдь не случаен, от укрепления здоровья подрастающего поколения зависит благополучие любой нации как в настоящем, так и в будущем. Ситуация с пандемией 2020-2021 годов еще раз наглядно показала, насколько «хрупок» мир с этой точки зрения и как важно уделять повышенное внимание здоровью и физическому развитию каждого человека. Это жизненно необходимо в условиях возрастающей цифровизации, которая кроме положительного влияния на развитие «образовательной среды», имеет и отрицательные последствия, в частности, ухудшает состояние здоровья.

«Гиподинамия» стала, по сути, «бичом» нашего времени, особенно для детей и подростков, которые находятся в сильной зависимости от разных гаджетов. Проводя много времени в «виртуальном пространстве», они, как правило, неграмотно организовывают свой режим дня, прежде всего лишают себя прогулок на свежем воздухе, при этом их двигательная и физическая активность значительно снижается.

В контексте обозначенных выше проблем, преподавателями социально-гуманитарных дисциплин и физической культуры предлагается внедрять в учебную деятельность и внеурочную работу новые формы и методы их решения. В частности, использование межпредметных связей, как условие формирования разносторонней личности современного студента, повышения ее активности в самых разных аспектах, в том числе и в плане приобщения к здоровому образу жизни.

В нашем образовательном учреждении в последние годы подобная работа все больше приобретает системный характер за счет того, что осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности педагогов. Первое направление включает в себя проведение интегрированных занятий по дисциплинам «История» и «Физическая культура» для студентов групп 1-2 курсов. Например, в прошлом учебном году в качестве их тем были обозначены следующие: «Развитие олимпийского движения в России: история и современность», «Роль спорта в общественной жизни страны в СССР и в постсоветский период». Каждое подобное занятие было тщательно разработано с точки зрения дидактического содержания, а повышение познавательного интереса обучающихся осуществлялось за счет использования активных и интерактивных методов (в том числе и через проектную технологию).

В учебном заведении не одно десятилетие традиционными являются различные тематические недели и спортивно-массовые декады. В их рамках целесообразно организовывать и проводить мероприятия межпредметного характера. Для студентов нашего колледжа одной из самых привлекательных форм их реализации становятся увлекательные квесты. Их главной особенностью является сочетание заданий интеллектуального, творческого и спортивного характера по самой различной тематике. За последние 2 года преподавателями комиссии общеобразовательных дисциплин были проведены несколько подобных квестов: «Космос- это мы…», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина, «Петр Великий: история и современность» (к 350-летию со дня рождения императора), «Дороги Победы: от Воронежа до Сталинграда», «Операция «Малый Сатурн», посвященные 80-летию освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков и окончанию Донской и Сталинградских битв. Подобный формат мероприятий решает важнейшие образовательные и воспитательные задачи:

- актуализация знаний обучающихся об истории страны, о здоровом образе жизни и способах приобщения к нему;

- развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей обучающихся с помощью разных видов деятельности;

- сплочение коллектива, дальнейшее формирование чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Основополагающим фундаментом для формирования разносторонней личности современного студента является активная воспитательная работа. В пространстве нашего колледжа она ведется в разных направлениях и носит системный характер. В контексте темы данного исследования, хочется сделать акцент на спортивно-оздоровительной и просветительской деятельности, которую ведут преподаватели физической культуры и социально-гуманитарных дисциплин.

Это реализуется в рамках работы спортивных секций ВГППК (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шахматы), их посещают около 150 студентов с разных отделений колледжа. Из наиболее «одаренных» спортсменов созданы сборные команды, представляющие наше образовательное учреждение на соревнованиях и турнирах разного уровня: от муниципального до всероссийского.

Следует отметить, что именно опыт посещения спортивной секции может стать для молодых людей важнейшим и доступным условием приобщения к здоровому образу жизни, повышения их двигательной активности и фактором для всестороннего развития личности. В нынешних реалиях именно занятия спортом в высокой степени создают «ситуацию успеха» для большинства обучающихся. Подобная активная деятельность раскрывает в человеке дополнительный потенциал (так как предполагает нацеленность на результат и победу).

Просветительская деятельность в нашем образовательном учреждении проводится с целью приобщения студентов к истории и традициям родного края, учебного заведения, в котором они обучаются на данный момент. Она осуществляется в залах основного музея ВГППК и музее спорта, где проходят мероприятия различного формата и направленности (кураторские часы, экскурсии, лектории). С 2022-23 учебного года в Воронежском государственном профессионально-педагогическом колледже началась реализация цикла видео передач «От первого лица», в которых авторами рассказывается об истории колледжа, о создании в нем в 2014 году музея спорта, ведется интервьюирование преподавателей, мастеров производственного обучения. Данный формат интересен студентам прежде всего тем, что показ их осуществляется в социальных сетях, привлекая большую аудиторию.

Таким образом, использование межпредметных связей в учебной работе и во внеурочной деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин способствует эффективному решению обозначенных выше проблем. В условиях современного общества такие качества личности, как активная жизненная позиция, высокий уровень культуры, сформированность общих и профессиональных компетенций, в сочетании со здоровым образом жизни, являются наиболее значимыми у представителей современной молодежи. Именно ей в будущем предстоит определять вектор внутреннего развития России, а также роль нашей страны в системе международных отношений.

Библиографический список

1. Бреднева, Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: дис. … канд. пед.наук: 13.00.08 / Н.А. Бреднева. - М. - 2009. - 238 с.

2. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2022. - 160 с.

3. Смирнова, М.А. Теоретические основы межпредметных связей /М.А. Смирнова - М., 2006. - с. 235.
2023