Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Соколовская Г.Н. Формирование чувства патриотизма у подростков через творчество Г. Свиридова

Библиографическое описание:
Соколовская Г.Н. Формирование чувства патриотизма у подростков через творчество Г. Свиридова // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» (В. А. Сухомлинский).

Благоприятной основой для воспитания патриотических чувств является формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям. Культуре своей страны в процессе освоения предметов художественного цикла (музыки, литературы. Изобразительного искусство). Информация. Полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в процессе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, сопряженная с увлекательными историческими фактами, воспринимается детьми как личностное знание и постепенно трансформируется в глубокие внутренние переживания, нравственные и патриотические убеждения.

Русская музыкальная культура выросла на почве национальной жизни, и полна отражений русской истории. Творчество русского композитора XX столетия Г.В. Свиридова своими корнями уходит в историю нашей страны, в жизнь русского народа, его душевный уклад и характер, в природу России. Музыкальное наследие композитора богато размышлениями о прошлом и настоящем Родины, объединяет разные эпохи, раскрывает дух русского народа-труженика и защитника своего Отечества. Произведения Г.В. Свиридова несут в себе огромный воспитательный потенциал, воздействуя на эмоционально-чувственную сферу слушателя. Они воспевают красоту родной природы, родного слова, отражают преданность высоким гуманистическим идеалам. Любовь к своему народу и к своей стране.

Наша современная Россия возвращается к своим истокам, к духовному наследию через просветительскую работу Русской Православной церкви и представителей других российских религий, через внедрение программ духовно-нравственного воспитания школьников, через актуализацию проблемы духовного возрождения России в СМИ. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II патриотизм назвал важнейшим из чувств. «Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома. Нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем. Это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это тоже самое, что бездомный человек».

Тема Родины проходит через произведения самых различных жанров Г.В. Свиридова. Это и монументально-героическая «патетическая оратория» на стихи В. Маяковского, и лирико-эпическая «Поэма памяти Сергея Есенина», и вокальные циклы на стихи А. Пушкина. А. Блока. Но чьи бы стихи ни лежали в основе песен и хоров композитора. Они всегда претворены в музыке свежо и оригинально: сказочная колдовская Русь. Россия-невеста, Россия-тройка, Россия как историческая реальность. Изучив творческое музыкальное наследие композитора, учитывая, что Свиридов является последним классиком рубежа XIX-XX веков, а также то, что в его творчестве нашли свое отражение классическая музыка и традиционное народное искусство, можно сделать вывод, что изучение его произведений необходимо для формирования чувства патриотизма у подрастающего поколения. Например, при слушании произведения «Край ты мой заброшенный» Г. Свиридова, ребята приходят к пониманию что край заброшен по принуждению – «Беда пришла на русскую землю, и все вынуждены покинуть свои дома, чтобы ее защитить». При сравнении поэтического текста (С. Есенин) и звучания текста в музыке обучающиеся обращают внимание на прием. Которым композитор передает тревогу и безысходность – колокольность. Колокольный звон звучит на протяжении всего произведения. Ребята определяют главную идею прослушанного произведения – композитор передал не только любовь к родной земле, но и глубокую тревогу за ее судьбу. Следующее произведение Г. Свиридова «Топи да болота» на слова С. Есенина перекликаются с картиной А. Васнецова «Родина». Ребята говорят о своих впечатлениях от услышанного произведения – чувство глубокой печали, опустошения и одиночества. Почему? Предположения ребят разные. Возможно, эта печаль от того, что край, который дорог его сердцу, стал безлюдным и забытым. На риторический вопрос, можно ли считать край забытым, даже если он стал безлюдным, ребята приходят к выводу. Что край вовсе не забыт. Человек, который с такой любовью воспевает его красоту, не забыл его, сохранил землю родную в своей памяти. Это можно увидеть и в картине А. Васнецова. Зрительный ряд дополняет впечатление от музыки Свиридова. Творчество Бориса Пастернака перекликается с музыкой Свиридова в песне «Снег идет». В этом произведении ребята чувствуют пульсацию времени. Композитор наполнил музыку ощущением быстротечности. Ребята отмечают разное внутреннее состояние вступления и вокальной партии. Вступление – плавное. Наполненное нисходящей интонацией, а вокальная партия наполнена внутренней пульсацией. Которая дает ощущение нескончаемого движения. Здесь конфликта нет, музыка как бы проживает свою жизнь в произведении легко и непринужденно. Оба эти произведения (текст песни и музыка) философское размышление авторов о времени в жизни музыки и в жизни человека.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к своему Отечеству, чувство гордости за достижения родной страны, ее культуру, желание сохранить ее. В педагогике патриотизм является могучим педагогическим средством, т.к. неразрывно связан с духовно-нравственными качествами человека. Эти качества включают в себя потребность жить для пользы Отечества, преданно служить совей родине. Проявлять к ней чувства любви и верности. Осознавать и переживать ее величие и славу, почитать родных людей, «отдавших частицу своей души во имя творения другого человека». Развитие у подростков чувства сопереживания интересам родного Отечества, потребность жить для пользы своей страны основывается на эмоционально прочувствованном материале и ценностном его осмыслении. Это является основной задачей патриотического воспитания на уроках музыки.

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Изд. «Просвещение», 1985. – 29 с.

2. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / сост. А. Золотов. – М: Изд. «Советский композитор». 1983. – 2002 с.

3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Детство-пресс, 2019.
2023