Библиографическое описание:
Фамхутдинова Н.А. Профориентационная работа на уроках информатики // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Приветствую читателей журнала, меня зовут Наталья Александровна, я учитель информатики МОУ «СОШ №2 г. Свирска», стаж моей работы учителем информатики составляет 15 лет. Хочу с вами поделиться опытом по профориентационной работе с обучающимися на уроках информатики.
От того, как информированы обучающиеся зависит и их выбор профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Школьники большую часть своего времени проводят на уроках, следовательно, каждый школьный предмет должен быть включен в целенаправленную работу по развитию готовности к осознанному выбору профессии.
Уроки информатики я провожу с 5-11 класс. Учебно-методический комплекс в 5-9 классах использую много лет в работе Людмилы Леонидовны Босовой. В каждом классе проходит по одному часу в неделю. В 10-11 классе использую учебно-методический комплекс, автор учебника Александр Георгиевич Гейн. Линия учебно -методических комплектов для 10–11 клас сов под руководством А.Г. Гейна продолжает курс информатики основной школы и предназначена для изучения как на базовом, так и на углублённом уровне. Комплект содержит учебники, задачники, методические рекомендации и электронный приложения. В 10-11 классе проходит один час урока информатики и один час факультатива «Информационно-коммуникационные технологии».
Профориентационная работа на уроках информатики мною проводится в трех направлениях.
Первое направление - Информирование. К сожалению, о множестве новых профессий школьники знают мало информации. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярные на сегодняшний день профессии, какие требования предъявляет каждая из профессий к человеку.
Изучение информатики начинается со 5 класса. И уже на втором уроке нового предмета ученики рассуждают о месте и роли компьютера в известных им профессиях и универсальности машины для работы с информацией, тема урока «Компьютер на службе у человека».
Мы знакомимся с презентацией, просматриваем карточку ресурса ЕК ЦОР и выполняем задание из рабочей тетради №13 (Рисунок 1): Название каждой профессии соедините линией с описанием возможностей компьютера с соответствующей сферой деятельности.
Домашнее задание по данной теме запланировано такое: ответить какими «профессиями» владеет компьютер, обучающимся необходимо подготовить краткое сообщение об одной из них.
Так же в 5 классе мы вновь стакиваемся с темой профессий при изучении темы: «Компьютерная графика». Знакомлю обучающихся с представителями профессий, применяющих компьютерную графику в своей работе: Архитекторы, инженеры-конструкторы, астрономы, пилоты, обувщики, мультипликаторы, специалисты по рекламе. (Рисунок 2)
В 6 классе при изучении темы «Информационное моделирование», выполняем с учащимися задание: Специалисты каких профессий используют в свое работе модели:
· Макет исторической застройки;
· Строение различных систем человека;
· Модели прогноза погоды и т.д.
Подводя итоги урока, предлагаю для рассуждения обучающимся вопрос: В каких сферах деятельности невозможно обойтись без карт-информационных моделей поверхности Земли. Как правило обучающиеся дают ответы, что без карт-информационных моделей поверхности Земли нельзя обойтись в строительстве, геодезии, туризме, авиации, армии, дорожном строительстве, в сельском хозяйстве и др.
В 7 классе, тема: «Информационные процессы» даю обучающимся задание привести примеры информационной деятельности человека. Привести примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией. Ученики приходят к выводу, что это профессии: врач, учитель, диспетчер, полицейский, сотрудник банка и другие.
Начиная с 7 класса, в конце учебного года, проходит изучение тем, связанных с глобальной сетью Интернет. Большинство учащихся имеют дома компьютер, с Интернетом взаимодействуют ежедневно. Поэтому на каждом уроке стараюсь пополнить знания учащихся, обращаясь к профориентации. При изучении браузеров, знакомимся с сайтом «Работа.ру и HH.ру». Делаю акцент на данные сайты и его возможности.
В теме «Компьютер», разбираемся с профессией разработчик программных приложений, отвечаем на вопрос почему разработчики могут свободно распространять недоработанные версии своих программных продуктов и что общего у разработчиков компьютерных вирусов и компьютерных пиратов.
В 8 классе при изучении темы «Работа с электронной почтой» учимся рассылать письма с резюме и отвечать на полученные предложения о работе. Знакомлю с сайтом «Фриланс» - сайт, который позволяет зарабатывать в виртуальной среде. Предлагает задания: набора текста, разработки эмблем, буклетов и так далее.
В 9 классе при изучении «Компьютерных ресурсов сети Интернет» организовываю поиск информации по новым профессиям. Знакомясь с образовательными ресурсами сети Интернет посещаем обязательно сайты высших и средних учебных заведений, знакомимся с предлагаемыми профессиями, требованиями к ним, условиями отбора.
При проведении практических работ во всех классах стараюсь включать задания и вопросы, связанные с профессиями.
Второе направление профориентационной работы на уроках информатики — это знакомство с элементами профессий. Работа со всеми программными продуктами, которые используют специалисты в своих профессиях. Каждая изучаемая тема предмета информатика дает элементы профессий, причем названия этих профессий учащиеся иногда слышат впервые.
В 11 классе результатом изучения темы «Основы веб-конструирования» является сайт. При представлении своего продукта учащиеся должны сформулировать цель создания и где его можно использовать. Это заставляет учащегося не оценить целесообразность данной работы, но и дает представления о профессиях: веб-разработчик, веб-программист, веб-девелопер, веб-дизайнер, копирайтер. Причем такие профессии, как веб-девелопер и копирайтер, для большинства учащихся не знакомы. (Рисунок 3)
При изучении темы «Обработка информации в электронных таблицах» в 10 классе можно обратиться к экологическим задачам и энергосбережению. Профессии, связанные с экологией, ученикам обычно знакомы, так как проблемы мусорных свалок волнуют все прогрессивное человечество. Решение поставленной проблемы ученики предлагают через построение перерабатывающих заводов. Но, выполнив вычисления в электронных таблицах, получают, что при переработке бумаги, которую школа, город, область собрали за год, завод терпит убытки. Что делать? Есть ли смысл строить такие заводы? Здесь мы говорим об экономистах и инженерах. (Рисунок 4)
При решении задачи энергосбережения мы говорим о том, что спрос на профессии, связанные с энергосбережением, не падает, а возрастает. (Рисунок 5)
Рисунок 6.
Одна из наиболее плодотворных тем информатики- тема «Компьютерные презентации». Уроки наполняются музыкой, рисунками, видео, анимациями. Творческие проекты учеников затрагивают все аспекты нашей жизни, в том числе и профессии. Ученики получают первоначальные навыки таких профессий, как клипмейкер, фрилансер.
При изучении «Технологии обработки текстовой информации» мы с учениками создаем листовки, плакаты, буклеты и газеты. А это элементы таких профессий, как рерайтер, корректор, художественный и технический редактор, оператор компьютерного набора. (Рисунок 7)
При изучении графического редактора учащиеся знакомятся с элементами профессии фотограф.
При изучении одной из нелюбимых учениками тем «Основы алгоритмизации и программирования» мы говорим, что программирование связано с такими профессиями, как программист, аналитик компьютерных систем, системотехник, инженер по автоматизированным системам.
Изучение аппаратного и программного обеспечения приближает учащихся к таким профессиям, как IT-специалист (менеджер), оператор ПК, системный интегратор, системный администратор, специалист по защите информации.
На рисунке 8 представлены еще программные продукты и перечень профессий, которые изучаем с обучающимися на уроке.
И третье направление, о котором я хочу вам рассказать - это участие на протяжении пяти лет во Всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий. Для обучающихся - это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом и VK, а также Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее». Я говорю о Проекте «Урок цифры». Темы проекта напрямую связаны с профориентацией.
За время существования проекта ребята по всей стране получили возможность узнать больше об искусственном интеллекте, о кибербезопасности, о цифровом производстве, о беспилотниках.
Урок строится по схеме: знакомство с видео по актуальной теме, выступают спикеры и погружают в тему, затем выполнение тренажеров по возрастным категориям 1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс. Всегда при успешном прохождении обучающийся получает сертификат участника проекта.
В прошлом году на школьном методическом семинаре «Внеурочная деятельность» я давала открытый урок внеурочного занятия по теме «Искусственный интеллект в профессиях» для 11 класса. При подготовке урока использовала методические материалы проекта «Урок цифра».
Подводя итоги, хочу сказать, что работа на уроках информатики именно в данных направлениях даст возможность учащимся приобрести дополнительные навыки, знания о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор, т.е. выбрать образ будущей жизни.
Библиографический список
1. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: 2 издание, переработанное: БИНОМ, Лаборатория знаний. 201.
2. Информатика. 5класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
3. Информатика. 6 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
4. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
5. Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
6. Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
7. Информатика. 10 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2023.
8. Информатика. 11 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2023.
Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы
Фамхутдинова Н.А. Профориентационная работа на уроках информатики // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Приветствую читателей журнала, меня зовут Наталья Александровна, я учитель информатики МОУ «СОШ №2 г. Свирска», стаж моей работы учителем информатики составляет 15 лет. Хочу с вами поделиться опытом по профориентационной работе с обучающимися на уроках информатики.
От того, как информированы обучающиеся зависит и их выбор профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее. Школьники большую часть своего времени проводят на уроках, следовательно, каждый школьный предмет должен быть включен в целенаправленную работу по развитию готовности к осознанному выбору профессии.
Уроки информатики я провожу с 5-11 класс. Учебно-методический комплекс в 5-9 классах использую много лет в работе Людмилы Леонидовны Босовой. В каждом классе проходит по одному часу в неделю. В 10-11 классе использую учебно-методический комплекс, автор учебника Александр Георгиевич Гейн. Линия учебно -методических комплектов для 10–11 клас сов под руководством А.Г. Гейна продолжает курс информатики основной школы и предназначена для изучения как на базовом, так и на углублённом уровне. Комплект содержит учебники, задачники, методические рекомендации и электронный приложения. В 10-11 классе проходит один час урока информатики и один час факультатива «Информационно-коммуникационные технологии».
Профориентационная работа на уроках информатики мною проводится в трех направлениях.
Первое направление - Информирование. К сожалению, о множестве новых профессий школьники знают мало информации. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярные на сегодняшний день профессии, какие требования предъявляет каждая из профессий к человеку.
Изучение информатики начинается со 5 класса. И уже на втором уроке нового предмета ученики рассуждают о месте и роли компьютера в известных им профессиях и универсальности машины для работы с информацией, тема урока «Компьютер на службе у человека».
Мы знакомимся с презентацией, просматриваем карточку ресурса ЕК ЦОР и выполняем задание из рабочей тетради №13 (Рисунок 1): Название каждой профессии соедините линией с описанием возможностей компьютера с соответствующей сферой деятельности.
Домашнее задание по данной теме запланировано такое: ответить какими «профессиями» владеет компьютер, обучающимся необходимо подготовить краткое сообщение об одной из них.
Так же в 5 классе мы вновь стакиваемся с темой профессий при изучении темы: «Компьютерная графика». Знакомлю обучающихся с представителями профессий, применяющих компьютерную графику в своей работе: Архитекторы, инженеры-конструкторы, астрономы, пилоты, обувщики, мультипликаторы, специалисты по рекламе. (Рисунок 2)
В 6 классе при изучении темы «Информационное моделирование», выполняем с учащимися задание: Специалисты каких профессий используют в свое работе модели:
· Макет исторической застройки;
· Строение различных систем человека;
· Модели прогноза погоды и т.д.
Подводя итоги урока, предлагаю для рассуждения обучающимся вопрос: В каких сферах деятельности невозможно обойтись без карт-информационных моделей поверхности Земли. Как правило обучающиеся дают ответы, что без карт-информационных моделей поверхности Земли нельзя обойтись в строительстве, геодезии, туризме, авиации, армии, дорожном строительстве, в сельском хозяйстве и др.
В 7 классе, тема: «Информационные процессы» даю обучающимся задание привести примеры информационной деятельности человека. Привести примеры профессий, в которых основным видом деятельности является работа с информацией. Ученики приходят к выводу, что это профессии: врач, учитель, диспетчер, полицейский, сотрудник банка и другие.
Начиная с 7 класса, в конце учебного года, проходит изучение тем, связанных с глобальной сетью Интернет. Большинство учащихся имеют дома компьютер, с Интернетом взаимодействуют ежедневно. Поэтому на каждом уроке стараюсь пополнить знания учащихся, обращаясь к профориентации. При изучении браузеров, знакомимся с сайтом «Работа.ру и HH.ру». Делаю акцент на данные сайты и его возможности.
В теме «Компьютер», разбираемся с профессией разработчик программных приложений, отвечаем на вопрос почему разработчики могут свободно распространять недоработанные версии своих программных продуктов и что общего у разработчиков компьютерных вирусов и компьютерных пиратов.
В 8 классе при изучении темы «Работа с электронной почтой» учимся рассылать письма с резюме и отвечать на полученные предложения о работе. Знакомлю с сайтом «Фриланс» - сайт, который позволяет зарабатывать в виртуальной среде. Предлагает задания: набора текста, разработки эмблем, буклетов и так далее.
В 9 классе при изучении «Компьютерных ресурсов сети Интернет» организовываю поиск информации по новым профессиям. Знакомясь с образовательными ресурсами сети Интернет посещаем обязательно сайты высших и средних учебных заведений, знакомимся с предлагаемыми профессиями, требованиями к ним, условиями отбора.
При проведении практических работ во всех классах стараюсь включать задания и вопросы, связанные с профессиями.
Второе направление профориентационной работы на уроках информатики — это знакомство с элементами профессий. Работа со всеми программными продуктами, которые используют специалисты в своих профессиях. Каждая изучаемая тема предмета информатика дает элементы профессий, причем названия этих профессий учащиеся иногда слышат впервые.
В 11 классе результатом изучения темы «Основы веб-конструирования» является сайт. При представлении своего продукта учащиеся должны сформулировать цель создания и где его можно использовать. Это заставляет учащегося не оценить целесообразность данной работы, но и дает представления о профессиях: веб-разработчик, веб-программист, веб-девелопер, веб-дизайнер, копирайтер. Причем такие профессии, как веб-девелопер и копирайтер, для большинства учащихся не знакомы. (Рисунок 3)
При изучении темы «Обработка информации в электронных таблицах» в 10 классе можно обратиться к экологическим задачам и энергосбережению. Профессии, связанные с экологией, ученикам обычно знакомы, так как проблемы мусорных свалок волнуют все прогрессивное человечество. Решение поставленной проблемы ученики предлагают через построение перерабатывающих заводов. Но, выполнив вычисления в электронных таблицах, получают, что при переработке бумаги, которую школа, город, область собрали за год, завод терпит убытки. Что делать? Есть ли смысл строить такие заводы? Здесь мы говорим об экономистах и инженерах. (Рисунок 4)
При решении задачи энергосбережения мы говорим о том, что спрос на профессии, связанные с энергосбережением, не падает, а возрастает. (Рисунок 5)
Рисунок 6.
Одна из наиболее плодотворных тем информатики- тема «Компьютерные презентации». Уроки наполняются музыкой, рисунками, видео, анимациями. Творческие проекты учеников затрагивают все аспекты нашей жизни, в том числе и профессии. Ученики получают первоначальные навыки таких профессий, как клипмейкер, фрилансер.
При изучении «Технологии обработки текстовой информации» мы с учениками создаем листовки, плакаты, буклеты и газеты. А это элементы таких профессий, как рерайтер, корректор, художественный и технический редактор, оператор компьютерного набора. (Рисунок 7)
При изучении графического редактора учащиеся знакомятся с элементами профессии фотограф.
При изучении одной из нелюбимых учениками тем «Основы алгоритмизации и программирования» мы говорим, что программирование связано с такими профессиями, как программист, аналитик компьютерных систем, системотехник, инженер по автоматизированным системам.
Изучение аппаратного и программного обеспечения приближает учащихся к таким профессиям, как IT-специалист (менеджер), оператор ПК, системный интегратор, системный администратор, специалист по защите информации.
На рисунке 8 представлены еще программные продукты и перечень профессий, которые изучаем с обучающимися на уроке.
И третье направление, о котором я хочу вам рассказать - это участие на протяжении пяти лет во Всероссийском образовательном проекте в сфере информационных технологий. Для обучающихся - это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», Фирмы «1С», госкорпорации Росатом и VK, а также Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее». Я говорю о Проекте «Урок цифры». Темы проекта напрямую связаны с профориентацией.
За время существования проекта ребята по всей стране получили возможность узнать больше об искусственном интеллекте, о кибербезопасности, о цифровом производстве, о беспилотниках.
Урок строится по схеме: знакомство с видео по актуальной теме, выступают спикеры и погружают в тему, затем выполнение тренажеров по возрастным категориям 1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс. Всегда при успешном прохождении обучающийся получает сертификат участника проекта.
В прошлом году на школьном методическом семинаре «Внеурочная деятельность» я давала открытый урок внеурочного занятия по теме «Искусственный интеллект в профессиях» для 11 класса. При подготовке урока использовала методические материалы проекта «Урок цифра».
Подводя итоги, хочу сказать, что работа на уроках информатики именно в данных направлениях даст возможность учащимся приобрести дополнительные навыки, знания о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор, т.е. выбрать образ будущей жизни.
Библиографический список
1. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: 2 издание, переработанное: БИНОМ, Лаборатория знаний. 201.
2. Информатика. 5класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
3. Информатика. 6 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
4. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
5. Информатика. 8 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
6. Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2017.
7. Информатика. 10 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2023.
8. Информатика. 11 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2023.
Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы