НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Павлова Т.И., Гурьева Т.Ю. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf


Аннотация: Активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрение двигательной и познавательной активности малыша, беседы с ним в процессе игры.
Ключевые слова: детский фольклор, мелкая моторика рук, ранний возраст, речевое развитие.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ФГОС ДО].
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников.
Выделяются три группы методов: словесные, наглядные, практические.
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения с детьми, совместно с родителями в нашей группе мы создаем соответствующую развивающую среду:
- создана библиотека красочных книг с народными сказками, потешками, загадками; подобраны иллюстрации к серии потешек;
- в группе отведено место для театрализованных игр, где находится уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, фланелеграф и т.д.;
- в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку» и т.п.
В информационном уголке для родителей систематически размещаем папки-передвижки по разным темам: «Всестороннее развитие детей через фольклор», «Домашний театр» и т.п.
Самыми эффективными, на наш взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Эта игра стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Занятия по лепке и рисованию мы организуем с обыгрыванием потешек, пальчиковых игр, что позволяет легче усваивать нужный материал, также развивает речь и мелкую моторику рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Исходя из этого, нами был составлен план работы с детьми раннего возраста по рисованию нетрадиционными способами, целью которого стало создание условий для развития воображения и мелкой моторики у детей. Данная работа ведется со всей группой детей и строится по принципу «от простого к сложному». Для реализации поставленной цели ведется тесное сотрудничество с семьями воспитанников: консультации, оформление папок-передвижек, мастер-классы, выставки детского творчества и др.
Наблюдая за деятельностью детей раннего возраста, можно отметить, что дети со слабо развитой ручной моторикой стали чувствовать себя более уверенными в элементарных действиях: научились держат ложку, карандаш, стали самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, активно стали контактировать со сверстниками и повысилась работоспособность.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Используемая литература.
1.       «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
2.       Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: в 2 ч. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008.
3.       Дашивец И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интер- актив плюс», 2014.
4.       Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – 5-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
5.       Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2003.
6.       Глазкова Н. Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей // Работа с дошкольниками. – 2009. – № 2.
7.       Материалы сети Интернет.

2019