Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Коробова М. А. Сенсорная комната как средство стимуляции психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Человек воспринимает и познает окружающий мир через различные органы чувств.
 Информация, поступающая в мозг от органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вестибулярных и др. рецепторов формирует знания и опыт ребенка.
 У детей с нарушениями развития, в том числе, с нарушениями речи, этот сенсорный поток значительно ослаблен. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в дополнительной стимуляции, иначе коррекционно-речевая работа будет недостаточно эффективной.
Педагоги, работающие с детьми с нарушениями речи находятся в постоянном творческом поиске новых методов и форм коррекционного воздействия. Одним из итогов такого поиска стала работа в сенсорной комнате для детей с нарушениями речи.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая различные стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы.
Использование сенсорного материала позволяют решать следующие задачи:
·          снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
·          активизация различных функций центральной нервной системы;
·          стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.);
·          развитие двигательных функций;
·          создание положительного эмоционального фона;
·          стимуляция речевого и коммуникативного развития.
Таким образом, пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психоэмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний – всему тому, в чем нередко нуждаются дети с ТНР.
В оборудовании сенсорной комнаты можно выделить 2 блока: релаксационный и активационный.
Релаксационный блок способствует снятию психоэмоционального напряжения. Он включает: различные мягкие покрытия, пуфики, подушки, кресла, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, фонотеку релаксационной музыки, звуков природы и др. оборудование и предметы способствующие созданию расслабляющего, успокаивающего эффекта.
Активационный блок служит для зрительной, слуховой стимуляции, повышения двигательной активности, совершенствования общей и мелкой моторики. Сюда входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, тактильная дорожка, массажные мячики и др.
Организация коррекционно-развивающих занятий проходит в индивидуальной и групповой форме. Групповые занятия проводятся небольшой группой, объединяющей детей по возрасту (до 4 человек).
 Развивающую среду сенсорной комнаты для дошкольников с нарушениями речи условно можно разделить на три функциональных блока:
 1. Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.
2. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и расплывчатые световые эффекты оказывают на человека успокаивающе и расслабляющее действие.
Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, их можно перебирать руками и сплетать волокна между собой.
 Пузырьковая колонна помогает активизировать внимание, развивает познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
 Интерактивная вихревая колонна "Торнадо».
Колонна предназначена для развития навыков управления голосом, позволяет играть с потоком пузырьков и сменой цвета.
 3. Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
 Сенсорная тропа для ног – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре "кочки". Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным.
В работе в сенсорной комнате также используется музыкотерапия. Она оказывает благоприятное действие на центральную нервную систему.

Структура занятия в сенсорной комнате:

1. Вводный этап занятия необходим для определения эмоционального благополучия детей и включает в себя ритуал приветствия и разминку. Ритуал приветствия направлен на создание положительного настроя, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни упражнения позволяют активизировать участников, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
Данный этап позволяет сплачивать детей, создает атмосферу группового доверия и принятия.
2. Коррекционно-развивающий этап занятия может включать в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из сочетания психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленных одновременно на решение нескольких задач. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксации.
3. Заключительный этап занятия включает в себя подведение итогов, получение обратной связи, определение эмоционального благополучия детей в конце занятия, ритуал прощания, который направлен на формирование навыков самоанализа и умения выразить свое состояние, закрепление у участников положительного психоэмоционального состояния.
Все оборудование сенсорной комнаты безопасно, используется для каждого занятия в соответствии с его темой, целями, контингентом детей, медицинскими рекомендациями.
Использование потенциала сенсорной комнаты вместе с традиционными методами коррекционного воздействия, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом, оптимизирует развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Библиографический список

1. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008

2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб: НОУ «СОЮЗ», 2006.

3. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
2021