Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Мачнев А.И. Физиологическое развитие детей в футболе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Аннотация

В статье представлена теоретическая информация о физиологическом росте ребенка в выбранном им виде спорта (футболе). Аспекты развития физических качеств и взаимодействия этих качеств с физиологией.

Ключевые слова: дети, физические качества, физиологическое развитие, футбол.

Введение

Влияние науки, безусловно, способствовало повышению стандартов футбола. Необходимо понимать, что успешные спортсмены становятся результатом хорошо разработанных долгосрочных программ тренировок в течение многих лет. Для полной реализации потенциала игрока необходимо развивать как спортивные, так и футбольные навыки, и поэтому необходимо выделять время для обоих аспектов [1, 2].

Скорость и координационные способности могут быть классифицированы как "раннее развитие" в контексте гетерохронного развития органов. Главным приоритетом для любого юного футболиста является техническая подготовка во все более сложных временных условиях, до наступления половой зрелости сила и выносливость в основном накапливаются естественным путем на футбольных тренировках. Мышечный дисбаланс, который уже заметен в детстве, необходимо выравнивать с помощью специальных упражнений, а тренировка координационных способностей должна быть постоянно чувствительной к изменениям размеров тела в зависимости от скорости роста. Способность к обучению не зависит от пола до наступления половой зрелости, но те, кто развивается раньше, часто более устойчивы, чем те, кто развивается позже. Коллективная ответственность в образовательных учреждениях по спортивной медицине, а также клубов и ассоциаций заключается в том, чтобы информировать детей, играющих в футбол, о проблемах, связанных с личной гигиеной и питанием, а также о проблемах, связанных с профилактикой заболеваний и травм, характерных для их вида спорта. Тем не менее, следующая информация, в принципе, действительна для всех видов спорта как в дополнительном образовании, так и в школьных секциях. [2].

ТРИ ВАЖНЫХ АСПЕКТА

Спортивная медицинская помощь детя в футболе должна оказываться с учетом взаимодействия трех аспектов [1, 2]:

- Здоровье;

- Рост и развитие;

- Долгосрочное повышение эффективности в зависимости от вида спорта.

Основные органы тела растут с разной скоростью после рождения:

- Мозг становится в 3,7 раза больше;

- Сердце становится в 15 раз больше;

- Печень становится в 18 раз больше;

- Мышцы становятся в 30-40 раз больше.

Следующий биологический принцип стоит рассмотреть в контексте гетерохронного роста органов, для того, чтобы они развивались с оптимальной скоростью, структуры организма должны стимулироваться во время роста. Центральная нервная система (ЦНС) развивается рано и быстро созревает: к трем годам мозг достигает 80% своего конечного веса. Таким образом, для оптимального развития необходимо стимулировать ЦНС на ранних стадиях онтогенетического процесса [2, 3].

Координационные способности

Из двигательных способностей (сила, выносливость, скорость, координационные способности и ловкость) координация (умение и сноровка) в особенно высокой степени контролируется ЦНС. На основе быстрого развития функций центральной нервной системы биологические предпосылки для приобретения координации движений, то есть способности точно выполнять задачу, связанную с движением цели, существуют с раннего возраста. Очень высокий уровень тренируемости нервно-мышечной координации уже присутствует ввиду опережающего развития ЦНС в дошкольном и младшем школьном возрасте. Юному футболисту необходимо научиться двигаться специализированным образом (чтобы приобрести навыки и спортивную технику), сначала необходимо приобрести простые, а затем более разнообразные и сложные навыки, как в действии (с мячом и без него), так и в реакции. Любые факторы, которыми пренебрегают в этот период жизни юного футболиста, никогда не могут быть полностью восстановлены. Основываясь на исследованиях [1, 3], вывод некоторых классических учебных пособий о том, что наиболее важным возрастом для развития двигательных нервов является период от 8 до 12 лет, больше не обязательно является действительным! Связь между развитием нервно-мышечной координации и улучшением сенсомоторной регуляции (обратная связь) следует заданной схеме. Пороги реакции проприоцепторов в мышцах и суставах остаются низкими, когда координационные качества мышечных действий подвергаются постоянному стрессу в раннем возрасте. Чувства (особенно зрение) обостряются и оттачивается быстрое восприятие движения мяча, других игроков и собственного тела игрока. Нервно—мышечная координация также является фактором профилактики травм - некоординированные движения сопряжены с риском. Талант к футболу можно распознать на ранней стадии по способности к обучению двигательным навыкам (например, по тому, как игрок использует мяч, контролирует свое тело и умеет читать игру) [1].

Скорость

Движения футболиста с детства должны быть точными (технически выверенными) и быстрыми. Помимо всего прочего, скорость движения является результатом точной внутренней координации. Креативность двигательных навыков может быть выявлена в условиях нехватки времени. Занятия футболом с детьми направлены в первую очередь на обучение быстро скоординированным, ациклическим действиям и реакциям, основанным на двигательных навыках. Законы физического развития гласят, что техника обучения имеет приоритетное значение для ребенка-футболиста. Координация и скорость являются "ранними способностями" и поэтому оправданы развитием в детские годы. Сбалансированный уровень физической подготовки (сила и выносливость) необходим для выполнения скоординированных и быстрых движений как на тренировках, так и в соревновательных ситуациях.

Сила

В футболе сила необходима для стабилизации суставов и предотвращения травм и усталости. До наступления половой зрелости во время общих силовых тренировок не следует вводить никаких дополнительных отягощений, контроль веса собственного тела игрока достаточен для увеличения силы, специфичной для футбола. Сила должна развиваться фундаментально во всех областях тела. Использование специализированных тренировочных материалов придает надлежащий приоритет укреплению мышц в области коленного и голеностопного суставов [2].

Выносливость

Выносливость определяется как способность противостоять усталости и необходима для того, чтобы выдерживать более высокие требования к организму, а также для достижения целей, поставленных как на тренировках, так и на соревнованиях. Компонент выносливости в тренировках помогает, среди прочего, улучшить функцию и стабильность сердца, кровообращения, дыхательной системы и обмена веществ, а также нервной, гормональной и иммунной систем. Хорошая выносливость является краеугольным камнем стабильного здоровья, долговечности и способности к восстановлению. Эти качества также важны для устойчивого обучения двигательному поведению (тренировка техники) и для предотвращения так называемых “ошибок” усталости [3].

Занятия фитнесом для детей основаны на принципе интервалов. Непрерывный бег так же неуместен для юных футболистов, как и для других детей, и может иметь деморализующий эффект. Юные футболисты в основном повышают свою выносливость с помощью специальных тренировок, включающих постоянно повторяющиеся специфические движения.

Ловкость

Некоторые учебные источники придерживаются мнения, что мышечный дисбаланс может быть объективно выявлен в детстве. Футбольные тренировки, требующие от участников быть в относительно хорошей форме, приводят к длительным задержкам сокращений в ряде мышц ног и туловища. Участники должны убедиться, что они правильно растягиваются как перед тренировкой в рамках разминки, так и после нее. Поскольку он высвобождает гормоны роста, растяжение мышц также стимулирует гипертрофию, приводя к желаемому увеличению выносливости. Кроме того, растяжки, снимающие напряжение, могут помочь предотвратить травмы даже у детей [3].

Препубертатный скачок роста

Скачок роста от 8 до 12 см является нормальным за год до наступления половой зрелости, следовательно, центр тяжести тела перемещается вверх, и конечности быстро становятся намного длиннее. Во время этой фазы быстро меняющихся пропорций тела ловкость и особенно специфичные для футбола техники временно заметно снижаются. Специальные движения могут быть применены в этот период быстрого роста благодаря непрерывным упражнениям для улучшения координации — длинные ноги управляются иначе, чем короткие! Координация движений всегда должна быть на переднем крае детской футбольной подготовки. До наступления половой зрелости этой двигательной способности следует обучать путем постоянной жесткой коррекции во время технической подготовки [1].

Половая зрелость

Нет никакой разницы в физической устойчивости и способности тренироваться между девочками и мальчиками до наступления половой зрелости мальчики имеют небольшое генетическое преимущество, но девочки взрослеют быстрее, и эти факторы в значительной степени компенсируют друг друга до начала полового созревания. Половое созревание не является кризисом для детей, занимающихся футболом, и не следует снижать требования к тренировкам или соревнованиям, даже если индивидуальные психологические особенности, зависящие от полового созревания, оказывают косвенное влияние на спортивную медицину [1,3].

Биологический возраст

В момент, когда ребенок достигает половой зрелости, может быть разница в +/- 3 года между календарным возрастом (сколько ему лет) и биологическим возрастом (состояние его развития). Это источник дебатов об устойчивости ранних и поздних детей. Было доказано, что ранние дети более устойчивы, чем их более поздние коллеги. Желательно проявлять большую осторожность и терпение во время спортивных тренировок с детьми, чье развитие отстает [1].

Мотивация

Удовольствие от игры в футбол - главная мотивация к тренировкам. Важно создавать ситуации, требующие успеха, но не менее важно избегать неудачи. Следует постоянно учитывать интеграцию психологических и физических факторов, оптимальные адаптивные физиологические реакции в движении возникают, когда акцент в тренировке делается на удовольствии. Приоритет должен быть отдан тому, чтобы сделать игру увлекательной, хотя дисциплина и авторитет лица, ответственного за выполнение упражнения, должны присутствовать на занятии [1]. Тренер или преподаватель физической культуры также отвечает за направление постоянного желания ребенка двигаться и постигать новое. В его обязанности входит ознакомление детей, занимающихся спортом, с проблемами, связанными с личной гигиеной и питанием во время занятий спортом, а также с теми, которые имеют отношение к профилактике заболеваний и травм. Спортивная медицина совместно с образовательными учереждениями призвана обеспечивать тренеров необходимыми знаниями и учебными материалами, подходящими для детей и их базового, непрерывного образования [2].

Вывод

Вполне вероятно, что развитие основных двигательных навыков ребенка в ранние годы будет сильно влиять на скорость прогресса, достигнутого по многим параметрам физической подготовки. Помните, что дети - это не просто маленькие взрослые. Действительно, они отличаются от взрослых типом и объемом обучения, которое им следует проходить. По-видимому, самым мудрым решением было бы позволить детям самим устанавливать свой уровень активности, гарантируя, однако, что оптимальные периоды развития определены и максимально использованы для реализации генетического потенциала юного спортсмена.

Библиографический список

1. Machnev A.I. Aspects of children’s development in football // International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”, September 28, 2022. Beijing, China. – Beijing, 2022. – P. 46-50.

2. Medical and Exercise Science Department. An Overview of The Fundamentals In The Physical and Physiological Development of Elite Young and Youth Players. U.K., The Football Association, Medical and Exercise Science Department, Lilleshall Hall National Sports Centre, Newport,Shropshire.- 2002. P. 4-19.

3. Prof. Israel, Siegfried. Children and young people in football / Prof. Siegfried Israel, Dr Hans-Jorg Eissmann // UEFA Medicine matters. – 2007. - №15. – P. 8-11.
2022