Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Паткачакова Т.Н. Формирование коммуникативной компетенции через работу с одарёнными детьми

Библиографическое описание:
Паткачакова Т.Н. Формирование коммуникативной компетенции через работу с одарёнными детьми // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

Российская федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира, на территории которого проживают более 193 национальностей со своим укладом жизни, культурой, историей.

Республика Хакасия, как один из субъектов Российской Федерации, имеет свою многовековую историю, и прикосновение ребёнка к истории своего родного края вызывает чувство гордости и уважения, внимательно относиться к памяти прошлого, быть толерантными в отношении к культуре других национальностей, проживающих рядом с ним.

Мы проживаем в одном из самых красивых уголков Хакасии в Аскизском районе, который расположился у подножия Кузнецкого Алатау. Наш район уникален: природные озёра Ханкуль, Баланкуль, богатые леса и земельные запасы, плодородные земли и водные ресурсы. На хакасском языке выходит республиканская газета «Хабар» с приложением «Хыла пыргыӌах», работает хакасское телевидение, действуют национальный театр имени А.М. Топанова, «Читіген», ансамбли «Ӱлгер», «Жарки», «Айланыс». Хакасское книжное издательство выпускает учебники для наших школ, книги на хакасском языке.

Богат хакасский фольклор: алыптыг нымахтар (героические сказания), кип-чоохи (легенды), нымахи (сказки), пословицы, поговорки, загадки, тахпахи.

Я выросла в хакасской семье, в которой на родном языке говорили и родители, и дети. Никогда не стоял вопрос об изучении родного языка в школе. Всегда выписывалась областная, затем республиканская, газета, в доме всегда были книги хакасских писателей. Дедушка по матери, который жил вместе с нами, знал очень много легенд и сказок, вечерами я слушала его рассказы о его жизни, интересные истории. Что это была живая легенда, я узнала, уже будучи взрослой. Любила ездить в деревню к другому деду, уже по отцу, в с. Вверх-Аскиз, в которой и стар и млад говорили только на родном языке. Бабушка по отцу была по национальности немкой, и она знала 3 языка: русский, хакасский и немецкий. Она была примером для своих детей, внуков и правнуков.

В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении и развитии хакасского языка, так как нынешнее поколение мало говорит или вообще не говорит на родном языке.

В нашей школе хакасский язык изучается как отдельный предмет, на изучение которого с 1 по 9 выделяется по 3 часа.

Кроме того, действует кружок «Тöреен сöс», на котором обучающиеся учатся писать сочинения, выразительно читать стихотворения на родном языке.

Я, как учитель хакасского языка, своей педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

• совершенствовать речевую деятельность учащихся на родном языке;

• способствовать формированию коммуникативной компетенции;

• раскрыть способности каждого ученика через язык и художественную литературу, историю и культуру хакасского народа;

• показать своеобразие хакасского языка;

• способствовать изучению родного языка и культуры хакасского народа;

• привлекать родителей к участию и проведению хакасских праздников, мероприятий.

Уроки родного (хакасского) языка и литературы занимают особое место среди других предметов. Уровень способностей обучающихся разный, значительная часть имеет среднюю мотивацию, поэтому я работаю над развитием и познавательных способностей обучающихся. Учащиеся слабо владеют родным языком, и на каждом уроке использую различные формы, методы и технологии с учётом их возрастных особенностей. Каждый урок – это творчество учителя, поэтому применяю и нетрадиционные формы уроков: игра, экскурсия и др. Знакомство с культурой и историей хакасского народа – неотъемлемая часть урока или внеурочной деятельности. Использование хакасского фольклора учит наших детей быть добрыми, расширяет кругозор, пополняет словарный запас.

Внеурочная деятельность – это путь развития интересов, склонностей, способностей учащихся. Она представляет основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии, а кружок родного языка ещё должен успешно выполнять одно из самых главных предназначений – формирование этнического самосознания обучающихся.

В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей родного края, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствует расширению кругозора, лучшему усвоению предмета, развивают творческое мышление.

Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ помогает открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Таким образом, формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм, поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.

Главной особенностью является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное на родном языке.

Обучающиеся приобретают умения пользоваться различными языковыми средствами в сочинениях; строить связные высказывания на родном языке, используя различные жанры; индивидуально и коллективно работать; творчески подходить к занятиям; редактировать написанный текст, систематизировать материал при подготовке к письменным выступлениям; уметь выражать свои мысли и общаться на родном языке. Результатом работы учителя является участие обучающихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, публикации сочинений в республиканской газете. А призовые места моих учеников вызывает чувство гордости, и я могу смело сказать: мой труд не напрасен.

Взаимодействие учителя с родителями – одно из главных приоритетов системы работы в нашей школе. Без родителей не обходится ни одно внеклассное мероприятие: они являются полноправными членами в школьном сообществе. Организация экскурсий по музеям района и республики, поездок на спектакль, выставку – всё это ложится на плечи наших родителей.

Подводя итог, можно сказать, что учитель будет удовлетворён своим результатами только тогда, когда его ученики станут успешными людьми, знающие и уважающие свой родной язык – язык предков, язык матери и отца, язык, который живёт и будет жить.
2024