Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Тютина О.И. Духовно-нравственное воспитание - приоритетная задача российского образования

Библиографическое описание:
Тютина О.И. Духовно-нравственное воспитание - приоритетная задача российского образования // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Современное российское образование ставит перед собой приоритетную цель: формирование личности и воспитание высокообразованного, коммуникабельного, способного к самосовершенствованию и адаптации гражданина. В арсенале сегодняшнего учителя имеются различные средства и способы образования. В настоящее время большую популярность приобрели интерактивные образовательные онлайн-платформы и новейшие гаджеты, способствующие мотивации к обучению. Информационно-коммуникативные технологии активно вошли в повседневную жизнь. Обучающиеся хорошо ориентируются в интерактивном пространстве, имеют возможность получать знания из различных источников. Высшее образование стало доступным для всех. Подавляющее количество выпускников поступает в вузы страны. Это наглядно демонстрирует правильность подхода в образовании и воспитании нового поколения.

Однако высокий уровень интеллекта ученика далеко не всегда гарантирует формирование духовно-развитой личности, гражданина Отечества, патриота своей страны, человека, способного к милосердию и духовному подвигу. В нынешних условиях, когда переписываются страницы истории, когда обесценивается культурное и историческое достояние России, когда материальные блага становятся во главе всего, а истинные ценности заменяются ложными, очень важно не упустить время, а сконцентрироваться на важнейших аспектах воспитания, сформировать у учащихся понятия о нравственности и патриотизме, потребность в духовном саморазвитии. «Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек», - справедливо отмечал В.Г. Белинский [1]. Будущее нашей великой страны в руках нового поколения, воспитание которого всецело зависит от подхода в образовании. Именно поэтому считаю, что сегодня особое внимание необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию учащихся. И в первую очередь на выполнение данной задачи всецело направлены уроки гуманитарного профиля. Именно они способствуют формированию нравственных ориентиров молодого поколения, эмоционально влияют на душу и сердце юного человека, эстетически развивают, закладывают основы национального и мирового самосознания, приобщают к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Однако для формирования гармонически развитой личности, кроме основных учебных занятий, очень важно вести интересную внеурочную работу.

Одним из главных направлений педагогической деятельности является патриотическое воспитание. Мы, поколение победителей, имеем богатую историю. Именно советский народ 9 мая 1945 года одержал победу над фашизмом, и в каждой семье имеются исторические документы, на основании которых нужно строить воспитательную работу. Это важно не только для будущего нашей страны, но и для каждого человека. Именно поэтому особое внимание уделяю проектно-исследовательской деятельности, которую ведут правнуки победы. Она посвящена дедам и прадедам. Учащиеся проводят работу по сбору и систематизации информации: изучают бумажные носители, записывают воспоминания родственников, берут интервью у старшего поколения, проводят сопоставительные исследования. Заключительным звеном проделанной работы является знакомство с сайтами Министерства обороны РФ. Учащиеся дополняют проекты сведениями из официальных источников и выступают перед аудиторией учителей и одноклассников.

К сожалению, не все могут найти данные о своих умерших или погибших родственниках, тогда мы обращаемся к единственному источнику: материалам электронного банка документов на сайтах «Подвиг народа» (http://podvignaroda.ru) или «Память народа» (http://pamyat-naroda.ru). Это уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Основной целью проекта является увековечение памяти всех героев Победы, и у каждого из нас появилась возможность узнать из первоисточника Министерства обороны Российской Федерации точные сведения о дедах и прадедах. [2]. Пройдут годы, мы уступим место своим детям, а они не утратят, а сохранят и передадут будущим поколениям великую правду о нашем прошлом. И это важнее всего!

Такая осмысленная работа ведётся систематически и целенаправленно. К своим серьёзным проектам о прадедах или родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны, учащиеся приступают, начиная с пятого класса. Мы занимаемся не только сбором и поиском данных, но и обработкой фотографий и документов. Важно, что имеющаяся в семьях информация сохраняется не только на бумаге, но, прежде всего, в душах и сердцах детей. Когда школьники изучают документы времён войны, рассматривают ордена и медали, беседуют со своими прабабушками, записывают услышанное, они приобщаются к истории родной страны, ощущают сопричастность тому, что важно старшему поколению. Глядя на фотографии пожелтевших от времени листочков, дети узнают об истинных подвигах своих прадедов, о высокой безапелляционной оценке их заслуг перед Родиной и народом. Так, первое серьёзное исследование становится ценным материалом.

Названия наших проектов у всех на слуху. Это «Моя семейная реликвия» и «История моей семьи в истории Отечества». Собранные материалы мы храним в общей папке, которая находится в классе. Она всегда доступна, если потребуется какая-либо информация. Так формируется уважение к своей семье, к старшему поколению, к историческим и культурным ценностям. Личные архивы вызывают много неподдельных эмоций и впечатлений, ненавязчиво учат верить в победу добра и справедливости.

Данный проект стал нашим постоянным спутником. Используя полученные сведения, школьники участвуют в патриотических акциях, конкурсах по военной тематике, пишут статьи и заметки в газету «Школьный калейдоскоп». Это оказывает сильное влияние на эмоциональный интеллект детей. Ежегодно мы принимаем участие во всероссийском проекте «Бессмертный полк». Здесь важно не только присутствовать во время шествия, а пройти с портретами дедов и прадедов. Одновременно мы принимаем участие в онлайн-акциях, где рассказываем или пишем о своих героях. Чем больше подобных проектов и акций, тем сильнее воздействие. Среди них «Муниципальный ежегодный заочный конкурс краеведческих эссе», традиционный «Конкурс письма от почты России», «Областная акция «История в фотографиях», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Всероссийская акции к 75-летию победы, #Голос Памяти, #Читаем Стихи О войне», «Флешмоб «Салют, Победа!», посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», «Марафон победы Skysmart, «Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», «Акция «Цветы памяти», «Всероссийский урок Победы», «Памятные даты великой Победы», «Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности», «Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», на котором учащиеся читают тексты на военную тематику.

Такую работу вести непросто. Прежде чем к ней приступить, необходимо зажечь ум и сердце учащихся: познакомить с литературой военного времени, показать медали и документы из личного архива, дать прочитать разваливающиеся в руках бумаги: благодарности, характеристики, подержать в руках удостоверения и награды. И лишь позднее у учеников возникает непреодолимое желание найти, собрать уже свои, сопричастные им документы, найти фотографии близких, поделиться с учителями и товарищами историей своей семьи. Гордость за прадедов формирует высокий уровень патриотизма, вырабатывает стойкое желание им соответствовать, поддерживать семейные традиции.

Обучающиеся, работающие над проектом, становятся более коммуникабельными и политически подкованными. Это патриоты своей страны. Сегодня, в наше непростое время, в подготовленных классах эмоционально легче предложить написать письма участникам СВО: дети отождествляют современный нацизм с фашизмом и не задают вопросов, потому что знают на них ответы. Письмо солдату – это не только эмоциональная поддержка защитников Родины, но и один из методов воспитания. Такой вид деятельности помогает понять, какая идеология царит в семьях, на что обратить внимание, что подсказать.

Продуманная внеурочная деятельность становится интересной для учащихся. Они понимают её важность и актуальность, осознают свою значимость как гражданина Отечества, повышают мотивацию к учёбе, учатся нести ответственность за себя и за свои поступки, формируют положительные качества личности. Таким образом, в основе духовно-нравственного воспитания лежит приобщение к общечеловеческим ценностям (воспитание любви к ближнему, к своей малой родине, милосердия, сострадания, честности, умения рисковать жизнью во имя других). Патриотизм есть важнейшая общечеловеческая ценность, без которой невозможно формирование всех вышеперечисленных. Это традиционный источник нравственности. Патриотическое направление позволяет школьнику приобрести национальное самосознание, веру в Россию, стремление к развитию духовной культуры Отечества. Духовно-нравственное воспитание – важнейшая миссия старшего поколения перед поколением новым.

Использованные источники

1 https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/03/tsitaty-i-vyskazyvaniya-izvestnyh-lyudey-o-duhovno

2 http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
2023