Исследовательская и проектная деятельность

Рулева М. М. К вопросу об организации исследовательской деятельности обучающихся музыкальной школы

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf

Вопрос об организации исследовательской деятельности в школе разработан достаточно подробно.
Теоретические аспекты данной проблемы рассматриваются, например, в трудах Гурвич Е.М., Логиновой Н.А., Меренковой О.Ю., Пахомовой Н.Ю.
Все исследователи сходятся во мнении о необходимости организации подобного вида деятельности, о его благотворном влиянии на выработку у детей умения самостоятельно мыслить, на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыка самостоятельного продвижения в информационных системах. При этом, отмечается тот факт, что исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень исследований предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы.
На втором уровне необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательно проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны обучащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.
Безусловно, главенствующая роль в организации подобного вида деятельности принадлежит педагогу. Это связано с тем, что у ребенка отсутствует опыт подобной деятельности. Как правило, он не знает, каким образом происходит поиск информации, как обрабатываются имеющиеся в наличии факты, как оформляются результаты поиска и формулируются выводы по сделанной работе. Все эти факторы, безусловно, учитывались нами при организации исследовательской деятельности в средних и старших классах музыкальной школы.
Кроме всего вышеперечисленного, работа с детьми, обучающимися в музыкальной школе, имеет специфические особенности. Одной из главных профессиональных задач, решаемых педагогами в процессе обучения детей в ДМШ и ДШИ, является воспитание просвещенного любителя, обладающего определенными исполнительскими навыками игры на каком-либо инструменте. В связи с этим основное внимание, как правило, уделяется именно урокам специальности. Такие предметы, как сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, носят второстепенный характер, хотя их роль в формировании музыкальных способностей и развития общего кругозора невероятно велика.
Тем не менее, в процессе изучения этих предметов у определенного количества обучающихся формируется явный интерес к теоретическим аспектам музыкального искусства. Причем, он может проявляться уже на начальной стадии обучения. В этом случае имеет смысл использовать начальный уровень исследовательской работы, обозначенный нами ранее как школьный.
С учениками третьего класса, осваивающими под нашим руководством сольфеджио и слушание музыки, мы организовали практическую конференцию «Некоторые стилевые особенности детских пьес С. Майкапара», подготовленную совместно с преподавателями специальности. Каждый ребенок исполнил пьесу из цикла «Бирюльки» и озвучил простейший обзор выразительных средств, использованных в данном произведении, выполненный самостоятельно. На следующий год с этими же детьми запланировано новое мероприятие с более сложной задачей: составление исполнительского анализа пьесы, изучаемой на уроках специальности.
С обучающимися 5-6 класса, обнаружившими склонность к исследовательской деятельности, работа проводилась индивидуально и заключалась в исследовании жанровых признаков некоторых пьес П.И.Чайковского. Был составлен развернутый план исследования. Он включал следующие пункты: Введение; I. Подготовка к исследованию, исторические и теоретические сведения; II. Проведение исследования, Заключение, Список литературы, Приложение.
Содержанием Введения и Подготовки к исследованию было реферирование теоретических источников. Проведение исследования выполнялось авторами самостоятельно и включало в себя анализ гармонического языка фрагмента произведения и описание стилевых особенностей избранного произведения.
Следует отметить, что работа проходила достаточно сложно, поскольку дети 11-12 лет еще не владеют подобными навыками, многое приходилось начинать с нуля.
Результатом нашей деятельности явилось участие в VI международной олимпиаде по слушанию музыки и муз.литературе в г. Екатеринбурге, где три представленные работы стали лауреатами II степени.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить несомненную пользу, которую приносят юным исследователям изыскания подобного рода. Так называемые «неконкурсные дети» повышают свою самооценку, чувствуют свою значимость. Расширяется кругозор, формируются основы научно- исследовательской деятельности, развиваются творческие способности. Л. С. Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
А это, в конечном счете, и есть главная задача системы дополнительного образования.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. с.24
2. Татаренкова Л.А. «Отличие проектной и исследовательской деятельности обучающихся» г. Курган http://xn--45-6kc5a8as3a.xn--p1ai/3125-2/
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 1999, с. 21.
2021