Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Кандаурова Н. С. Условия обеспечения равных стартовых возможностей детей с ОВЗ при поступлении в школу

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на реализацию права получения ими полноценного образования и обеспечение комплексной реабилитации и социализации, позволяющих реализовать их потенциальные возможности.
Общеизвестно, что поступление в школу – серьезный шаг в жизни детей, который требует основательной подготовки как самого ребенка, так и его родителей. Эффективность формирования готовности к школе детей с ОВЗ зависит от профессионального взаимодействия между воспитателями, специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами) и родителями.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40 компенсирующего вида» посещают дети с ОВЗ разных нозологических групп – это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дети с тяжелыми нарушениями речи. В нашем детском саду работает единственная группа для детей с заиканием. Из 106 воспитанников, посещающих МДОУ 11 имеют статут ребенок-инвалид.
Формирование готовности ребенка с ОВЗ к школе и его благополучная адаптация в новых образовательных условиях требует большой педагогической и психологической работы от всего окружения ребенка.
Так на уровне детского сада для обеспечения готовности детей к школьной ступени образования создан ряд специальных условий:
- разработаны и реализуются адаптированные основные образовательные программы детей с ТНР и НОДА их содержание определяет направления коррекционной работы с детьми по всем образовательным областям;
- в штате есть 8 учителей-логопедов, 1 педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре, 22 воспитателя, привлекаются ассистенты (помощники) для сопровождения ребенка-инвалида;
- функционирует психолого-педагогический консилиум детского сада;
- разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы художественной, спортивной и социально-гуманитарной направленности;
- созданы предметно-развивающая среда и материально-технические условия: имеются кабинеты учителей-логопедов включающие необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы, сенсорная комната, оборудование для арт и песочной терапии, изостудия, спортивный и музыкальный зал, бассейн, сауна, оздоровительный комплекс с массажем и физиопроцедурами. Пространство вне групповых помещений также выполняет образовательную, стимулирующую и воспитывающую функции, служит удовлетворению потребностей и интересов детей. В детском саду имеется автобус, что позволяет реализовывать проект по сетевому взаимодействию «МЫ ВМЕСТЕ», в рамках которого воспитанники с ОВЗ и инвалидностью посещают различные мероприятия (конкурсы, концерты, экскурсии, спортивные соревнования), проводимые за пределами детского сада.
Как известно, для того, чтобы начало школьного обучения для детей прошло безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Для «особого» ребенка не так важно, чтобы он к началу обучения в школе умел читать, писать, считать, важнее сформировать у него мыслительные способности, сформировать в нем психологическую готовность к обучению, к положительному взаимодействию с новым взрослым и сверстниками в условиях класса.
Следовательно, организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников является еще одним важным условием подготовки детей к школе. Центральным звеном такого сопровождения является деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк) детского сада. К сожалению, бывает и так, что некоторые дети в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения в освоении отельных разделов АООП ДО (или в редких случаях с Программой в целом. Например, когда к нам попадают дети с интеллектуальными нарушениями). В этом случае члены психолого-педагогического консилиума принимают решение о разработке индивидуального образовательного маршрута (учебного плана), позволяющего спроектировать индивидуальную траекторию развития ребенка. В разработке маршрута (плана) принимают участие воспитатели и специалисты.
Индивидуализация обучения детей с ОВЗ проходит красной линией не только через работу учителей-логопедов, педагога-психолога, и через деятельность других специалистов. Например, для маломобильных детей (с грубыми моторными нарушениями) предусмотрены индивидуальные занятий с инструкторами по физической культуре в бассейне и спортивном зале, с музыкальным руководителем в музыкальном зале. Третий год успешно осуществляет свою деятельность кружок творческой направленности «Волшебная мастерская» для детей-инвалидов, также предусматривающий индивидуальные занятия.
Таким образом, в систему психолого-педагогического сопровождения воспитанников входят как специалисты коррекционного профиля (учителя-логопеды, педагог-психолог) так и воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре.
Для повышения результативности коррекционной работы педагогами применяются современные технологии, методы и приемы. Так в детском саду реализуется проект «Логопедический планшет» в рамках которого учителями-логопедами с помощью ИКТ технологий разработан методический комплект цифровых пособий. Стоит отметить, что данные пособия позволяют системно проводить работу по коррекции речи и могут быть использованы как воспитателями группы, так и родителями. Так же в детском саду педагогами используются технология квест-игры, оздоровительные технологии (фитбол гимнастика), арт-терапия, песочная терапия, подвижные обучающие игры VAY TOY и ряд других технологий, показавшие свою эффективность в работе с детьми с ОВЗ.
Образовательный процесс в детском саду организуется на основе комплексно-тематической модели, когда в основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Школа в качестве темообразующего фактора обязательно используется педагогами для проектирования целостного образовательного процесса в подготовительной группе. Традиционно в программу знакомства со школой включена экскурсия, в период пандемии такое знакомство со школой приобрело форму виртуальной экскурсии, когда выпускница нашего детского сада записала видеоролик для наших ребят в котором познакомила их со своей школой, ее классами, библиотекой и спортивным залом.
Для формирования основных компонентов школьной зрелости педагогом-психологом разработана специальная программа, которая реализуется в подготовительных группах. В рамках групповых занятий с детьми педагог-психолог решает задачи формирования положительного отношения к школе, позитивной модели поведения школьной жизни, осуществляет профилактику школьных страхов.
Успех в подготовке к школе детей с ОВЗ также зависит от эффективности взаимодействия между педагогами детского сада. В нашем учреждении такое взаимодействие осуществляется посредством разработки и реализации ряда совместных педагогических проектов. Из последних и самых успешных проектов можно назвать проект «НА ОТЛИЧНО!» реализуемый творческой группой педагогов. Проект реализуется с детьми подготовительной группы, их родителями и воспитателями. В рамках основного этапа проекта в работе с детьми использованы такие технологии как тестопластика, технология развития произвольности и самоконтроля, темпо-ритмические игры, танцы на воде, оригами.
Еще один совместный проект «Хочу в школу!» разработанный учителем-логопедом и педагогом-психологом. В рамках проекта специалистами проводятся совместные интегрированные занятия, направленные на формирование у детей с ОВЗ психологической готовности к обучению в школе.
Опыт реализации данных проектов транслируется педагогами на мероприятиях различного уровня и получает высокую оценку педагогического сообщества.
Традиционно для воспитанников подготовительных групп в апреле педагоги организуют «Интеллектуальный марафон». Это игра по станциям, в которой будущие выпускники в игровой, познавательной деятельности демонстрируют те знания и умения, которые они приобрели за время пребывания в нашем учреждении, а также свои коммуникативные умения в условиях командной работы.
Значимым условием для раскрытия потенциальных возможностей развития личности ребенка с ОВЗ является вовлечение его в конкурсные мероприятия. Воспитанники старшего дошкольного возраста успешно принимают участие в конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах разного уровня. Радует, что наши воспитанники становятся не просто участниками, но и победителями и призерами таких мероприятий.
Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка. Это обязательное условие успешного обучения в школе, успешного взаимодействия с окружающими. Одним из важнейших средств для достижения этой цели является чтение.
Для создания условий формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы у детей в нашем детском саду создан Клуб юных любителей чтения «Читайка». В рамках клуба возрождаются традиции семейного чтения, родители узнают какие книги и как читать детям, создаются условия для того, чтобы дети не только слушали, но и умели анализировать прочитанное.
Важным направлением в работе МДОУ «Д/с № 40» является тесное сотрудничество педагогов с родителями на каждом этапе взросления ребенка. Так, например, учитель-логопед своевременно обучает членов семьи способам эффективного взаимодействия с ребенком, включает их в процесс коррекционных занятий, знакомит с педагогическими технологиями. Для родителей (законных представителей) детей из выпускных групп организуется общее родительское собрание с выступлениями учителя-логопеда и педагога-психолога, на котором специалисты знакомят родителей с методами и приемами безболезненной адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению.
Опыт работы нашего детского сада показывает, что подготовка к школе детей с ОВЗ, освоение ими социальных умений, включение их в жизнь детского коллектива, это сложный педагогический процесс, качество и конечные результаты которого определяются многими факторами, в том числе характером нарушений развития, сохранностью анализаторов, функций и систем организма, а также временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи.
Стоит особо подчеркнуть, когда ребенку своевременно оказана коррекционная помощь, у него к семи-восьми годам формируется готовность к школьному обучению, которая и определяет произвольность его поведения и действий в разных жизненных ситуациях.
Таким образом, сегодня мы можем сказать, что созданная система коррекционно-развивающей работы в детском саду позволяет обеспечить ребенку с ОВЗ равные стартовые возможности при поступлении в школу. Так в 2020-2021 учебном году из 37 воспитанников подготовительных групп 31 ребенок (84% от общего числа выпускников МДОУ) сел за парты в первый класс, из них лишь 2 воспитанника получили рекомендации ЦПМПК по обучению в классе для детей с ОВЗ. Шесть воспитанников по рекомендации ЦПМПК еще на 1 год продолжили осваивать адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования, что обусловлено тяжестью имеющихся заболеваний, они будут поступать в первый класс в следующем учебном году.

Библиографический список:

1. Кинаш Е. Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе как целевой ориентир ФГОС ДО//Дошкольное воспитание.2018. № 9. С.47-53
2. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: Учебник для студ. пед. специальностей. М.: Парадигма, 2013.
3.
2022