НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Попова Н.А., Чернихова Е.С. Экскурсия как средство формирования навыков фенологических наблюдений на уроках окружающего мира и биологии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления исследования, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности.
«Как научить своих учеников мыслить? Можно ли научиться мыслить более продуктивно? Какие приемы и методы необходимо использовать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?» Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый современный учитель, ведь благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи исследования, делаются открытия, появляются изобретения.
Главной задачей учителя является научить ученика учиться, то есть формировать и развивать умение работать с материалом самостоятельно, уметь наблюдать, обобщать, делать выводы. При составлении планирования по окружающему миру, биологии всегда часть учебного времени отводиться на проведение экскурсий с целью изучения объектов живой природы вокруг человека. Основной целью данных экскурсий является проведение фенологических наблюдений. В программу школьных наблюдений включается сравнительно небольшое число сезонных явлений, легко поддающихся визуальному наблюдению. Темы для экскурсий в начальной школе более обширны и затрагивают и гидрометеорологические явления, и сезонные явления в животном и растительном мире. В курсе биологии темы также могут быть связаны с сезонными явлениями в живом мире (5 класс) и становятся более узкоспециализированными, направленными на изучение морфологических признаков отдельных видов. Наиболее удобными объектами изучения на экскурсии являются растения. Методика фенологических наблюдений за растениями складывается из следующих моментов: выбора мест и объектов наблюдения, признаков определения фаз развития и частоты осмотра наблюдаемых растений. Учитывая, что экскурсии должны не только обогащать учащихся новыми знаниями, но и развивать навыки самостоятельной работы, целесообразнее всего проводить их в начале фенологических фаз (начало облиствения, цветения, созревания плодов, окрашивания листьев, листопада). Тогда учащиеся могут личными наблюдениями закрепить и отработать полученные знания. Для проведения любой экскурсии составляем план, по которому дети будут затем составлять отчет. Отчетом в 3-4 классе является рисунок с обозначениями и календарь наблюдения за погодой. В 5-6 классе уже работаем с определителями и в отчете должны быть указаны видовые названия растений и морфологические признаки. Отчетом за лето является изготовление гербария или дневника наблюдения.
Каждая экскурсия должна быть закреплена, подведена к логическому итогу. Для того, чтобы закрепить полученные в ходе экскурсии знания, в планировании ее проведение должно в середине темы или за 1 урок до окончания темы. Учащиеся закрепляют содержимое экскурсии при составлении отчетов, обработке рисунков, работе с определителями. При работе с материалом, в том числе сразу после завершения экскурсии, целесообразно разрешить детям воспользоваться не только печатными определителями, но и электронными, информацией из интернета. Для того чтобы показать возможность поиска информации по описанию растения, животного. Помимо составления отчетов для учителя, можно воспользоваться возможностью участия с итогами наблюдений в ходе научно-исследовательских конференциях, размещения фенологических наблюдений на сайте Русского географического общества, совместных конкурсах, проводимых этим сайтом.
Задавая себе и окружающим десятки вопросов типа: "Почему снег растаял?", "Почему дует ветер?", "Почему разрушаются горы?" или более сложные: «Какова причина образования ветра?» «Какова причина круговорота воды в природе?» и т.д., учащиеся инстинктивно ищут причинные связи и зависимости между телами и явлениями реальной действительности. На определенных этапах обучения они последовательно находят ответы на эти и другие вопросы, используя приобретенные знания и принцип причинности. Природа лежит в основе изучения всех естественных дисциплин. Поэтому работа по установлению причинно-следственных связей на уроке окружающего мира потребует от учащихся умения в дальнейшем оперативно и комплексно использовать свои знания в старшей школе.

Библиографический список

1. Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова / Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5. 2.
2.Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс. Методическое пособие с мультимедийным приложением. – Автор-составитель И.В.Зверева, И.П. Чередниченко. М.: Глобус, 2009.
3. Ромашова, А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Биология в школе. - 2011. - № 4.
3. Цветков И. В. Экологическое воспитание младших школьников. М.: — Педагогическое общество России, 2000
5. Электронный ресурс.http://fenolog.rgo.ru/page/programma-fenologicheskih-nablyudeniy
6. Электронный ресурс. http://открытыйурок.рф/статьи/560019/Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"
ekaterina.chernihova@yandex.ru
.

2018