НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Заносова Н.Г. Инновационная технология «Развитие навыков описания предмета с помощью дневника исследований»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf

С принятием Федерального Государственного стандарта дошкольного образования произошли серьезные изменения в его организационной и содержательной стороне. ФГОС ДО требует от педагога более глубокого продумывания методов и приёмов организации его деятельности, так как роль воспитателя на сегодняшний день является развивающей и направляющей. В стандарте четко прописаны целевые ориентиры, к которым должен стремиться педагог в своей работе. Это:
* активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми; умение строить речевое высказывание в ситуации общения;
* ребенок способен договариваться, стараться разрешать конфликты;
* творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
* может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
*ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
* ребенок способен к принятию собственных решений.
По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения детьми связной речи.
В своей работе педагоги достаточно часто сталкиваются с проблемой развития навыка составления описательного рассказа дошкольниками. Этот вид деятельности вызывает затруднения, особенно у детей среднего дошкольного возраста, т.к. ребенку приходится держать в голове план рассказа, вспоминать информацию о предмете, которую он получил от взрослого, и не всегда хорошо ее запомнил. Для решения этих проблем, а также для развития самостоятельности и инициативности, умения принимать решения, в речевую деятельность ребенка можно ввести элементы исследовательской деятельности – самостоятельное изучение предметов с помощью дневника исследований.

Рисунок 1. Групповой дневник исследований
Первое, с чем дети знакомятся, - это карточки с символами - пиктограммами, обозначающими свойства предметов (качественные прилагательные) и их действия.

Рисунок 2. Основные карточки – символы для ознакомления детей со свойствами предметов
Чтобы дети быстрее запомнили символы, карточки с пиктограммами можно на некоторое время прикрепить к предметам, находящимся в групповой комнате: сел на диван – символы «Мягкий», «Из ткани»; подошел к цветку – символы «Растет», «Живой».

Рисунок 3. Карточка с символом «Растет»
Когда дети усвоят символы, с которыми будут работать, им предлагается предмет для изучения, имеющий отношение к текущей лексической теме. На первых порах выбираются два ребенка наиболее активных, интересующихся исследовательской деятельностью. Они получают звание «Ученых». Им можно прикрепить интересные картинки, значки как знак отличия от остальных детей. Это почетное и ответственное звание, оно повышает статус ребенка в группе, вместе с этим и повышается интерес остальных детей к такой работе.

Рисунок 4. Картинки, прикрепляемые детям на время исследования
Для исследования отводится определенное место в уголке экспериментирования. Остальные дети пока могут заниматься другой деятельностью. Исследователи рассматривают предмет, обмениваются мнениями о его характерных особенностях. Дети проводят различные манипуляции с предметом: мнут, гладят, взвешивают в руке, нюхают, может даже пробуют на вкус, если предмет съедобный. Если им для изучения предмета нужны дополнительные условия (емкость с водой, чтобы определить тонет ли предмет, легкий он или тяжелый; магнит для определения того, что предмет сделан из железа и т.д.), таковые им предоставляются.

Рисунок 5. «Ученый» исследует предмет с помощью лупы
По мере того, как исследователи выявляют свойства предмета, на планшете с помощью пиктограмм они выкладывают его характеристику.

Рисунок 6. «Ученые выкладывают на планшете результаты исследования
Затем, глядя на планшет, на листе исследований отмечают карандашом те символы, которые соответствуют данному предмету (которые выложили на планшете). После окончания работы, на лист исследования приклеивается картинка с изображением этого предмета (средний возраст) или предмет зарисовывается (старший возраст), а взрослый записывает имена «Ученых» (средний возраст) или дети сами пишут свои имена (старший возраст). Таким образом, подготавливается отчет о проделанной работе. В средней группе исследование проводится под руководством (наблюдением) взрослого, в старшем возрасте дети, по мере накопления опыта работы, самостоятельно проводят наблюдения.

Рисунок 7. Перенос результатов исследования в дневник наблюдений
«Ученые» приглашают остальных детей на отчет о проделанной работе и перед детской аудиторией самостоятельно ( с помощью взрослого, средний возраст) рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляциях, наблюдениях и собственных выводах. В результате у детей получается рассказ – описание. По мере того, как «Ученые» рассказывают о свойствах предмета, остальные дети из набора пиктограмм выбирают нужные и выкладывают их на приготовленные планшеты. Затем эти символы они отмечают в своих дневниках исследований. Таким образом, в конце занятия у всех детей есть характеристика данного предмета, по которой они могут самостоятельно составить рассказ-описание. При организации следующего исследования один «Ученый» выбирается из предыдущей пары, а его партнером становится другой ребенок группы. Это делается для того, чтобы снизить участие взрослого в исследовании. Ребенок, уже знакомый с процедурой опыта, берет на себя роль ведущего исследователя, а второй – роль ведомого. Таким образом, один ребенок обучает другого, что повышает его самооценку и является стимулом к развитию познавательной активности, а, следовательно, и развитию его речи.
Педагогическая ценность данной технологии: благодаря символам, дошкольники гораздо быстрее запоминают глаголы, качественные и относительные прилагательные и вводят их в свою речь. Поскольку дети самостоятельно манипулируют предметом, выявляют его характеристики, информация о нем им более интересна и понятна, она становится частью их жизненного опыта, дольше держится в памяти. Навык составления описательного рассказа формируется легче и гораздо быстрее. Дети от занятия к занятию увереннее описывают предмет. После отчета слушатели (дети) могут задавать вопросы, что опять-таки стимулирует как познавательную активность, так и умение составлять вопросительные высказывания. Во время такой работы развиваются коммуникативные навыки, проходит быстрее социализация детей в коллективе.
zanosova.ng@yandex.ru +7(921)302 – 72 - 65
2018