НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Новоженина М. Н., Борминская Г. Н., Манихина Е. В., Умярова Ф. Т., Использование лэпбука «Веселый счет» в формировании математических способностей у детей дошкольного возраста. Знакомство с арифметиче

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

«Математика – царица наук, а арифметика – царица математики» - это слова известного немецкого математика Карла Гаусса. В своей работе мы охарактеризуем подготовку детей старшего дошкольного возраста к знакомству с арифметическими действиями, необходимую для дальнейшего усвоения детьми относительно широкого круга взаимосвязанных знаний. Необходимым условием для этого должно быть воспитание устойчивого интереса к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Ознакомление детей с арифметическими действиями происходит в три этапа.
Первый этап - подготовка к правильному пониманию сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действия с совокупностями: больше, меньше, столько же, на сколько больше, на сколько меньше, как уровнять? Второй этап-знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения. На этом этапе дети должны усвоить действия с совокупностями и обозначения их знаками «+» и «-». Третий этап-формирование вычислительной деятельности. При этом необходимо помнить, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. Очень важно знать не столько возрастные нормы, сколько последовательность и этапы формирования представлений о числе, величине, форме предметов, пространстве и времени. [2, стр. 14]. Уметь диагностировать эти этапы и определять зону ближайшего развития ребенка по содержательным линиям.
Так, подготовкой к выполнению арифметических действий на сложение являются упражнения по объединению множеств. Для этого нами был разработан лэпбук «Веселый счет» для закрепления навыков счета в пределах 10, решения примеров на сложение и вычитание.


           Задачи данного дидактического пособия следующие: развитие логического мышления, внимания, памяти; упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному; закрепление умения отсчитывать определенное количество.





Пример ситуаций, моделирующих объединение двух множеств.
В аквариуме плавали 3 рыбки, туда добавили еще 3 рыбки. Как узнать, сколько их вместе? Каких рыбок больше, меньше, на сколько?
Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколько единиц данной совокупности или совокупности, сравниваемой с данной. В аквариуме плавало 3 рыбки. Туда поместили ещё рыбок, и их стало на две больше. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько всего рыбок стало в аквариуме?








В качестве наглядности можно использовать не только фигурки животных, птиц, фруктов, овощей и т.д. Ребенок может использовать свою руку, пальчики. Пример математической сказки: «Жили - были пальчики. Все они были одинакового цвета.  Им стало скучно и они отправились в гости к краскам.

                                           





Красная краска покрасила самый маленький пальчик (мизинчик), а желтая – пальчик рядом (безымянный), зеленая краска раскрасила средний пальчик. Остальные пальчики спрятались в ладошку.  Посчитайте, сколько пальчиков стало веселыми?  










Обозначьте цифрами по – порядку пальчики, которые покрасили краски.


















Сколько пальчиков осталось грустными, и они спрятались в ладошке? Как они называются? Сколько всего на ладошке пальчиков?



   Упражнения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к выполнению арифметических действий на вычитание. Пример ситуаций, моделирующих уменьшение на несколько единиц данной совокупности с использованием пальчиков на ладошке. Предлагаю детям сделать каждый пальчик веселым и обозначить их цифрами.















Как узнать, сколько всего пальчиков стало разноцветными? Но, вдруг, три пальчика спрятались в ладошку, и не хотели показывать какого они цвета.





Сколько пальчиков осталось веселыми? Их стало больше или меньше?


После таких упражнений предлагаем детям составить задачу по схеме. Ребята сами выбирают, с каким материалом из лэпбука они буду работать.




Например: Маша насчитала 5 мартышек и 3 банана. Поставьте вопрос, чтобы получилась задача. 


Разрабатывая занятие по математике, воспитатель должен учитывать представления детей по каждой программной задаче и включать в занятие те дидактические игры, которые им посильны в данный момент. Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами у детей совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. [1; с.184]
Итак, работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.




Литература:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
2. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических  учебных заведений.

2022