Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Христюк П. А. Новый уровень в развитии дополнительного образования как всецелой педагогической системы и как взаимодействия в социуме

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Качество дополнительного образования детей и инновации образовательного пространства становятся приоритетными в общей концепции развития дополнительного образования детей. Время высоких технологий дало возможность людям разного возраста и разного социального статуса получить дистанционное образование. Эта форма обучения с каждым годом становится все более популярной, а доверие к ней со стороны обучающихся и работодателей только растет. В российском образовании произошли заметные изменения, эти новшества касаются также и дополнительного образования, реализуемого на базе дошкольных образовательных учреждений, а также школ и образовательных учреждений повышенного уровня (лицеи, гимназии). Дополнительное образование не ограничено стандартами, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создаёт условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию гражданско-патриотического сознания. В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой 4 сентября 2014 года, говорится о том, что: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».
Инновационные процессы в образовательном учреждении – это новый уровень в развитии организации как всецелой педагогической системы и как взаимодействия в социуме. Управлять инновационными процессами – значит управлять развитием образования. Руководитель образовательного учреждения имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Существует несколько направлений в инновации управленческой деятельности:

         разработка программы развития как модель управления;

         создание программы управления инновационной деятельностью в ДОУ;

         разработка концепции развития образовательного учреждения;

         создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в образовательном учреждении.
Эффективность внедрения в образовательную деятельность инноваций возможна при следующих условиях:
Ø  всестороннем анализе готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности (анкетирование о желании использовать инновационные технологии в обучении; оценка уровня профессиональной подготовки педагогов; поиск и повышение квалификации педагогов по различным направлениям инновационной сферы деятельности);
Ø  анализ наличия и оценка потребности в использовании оборудования и новых технологий в преподавании различных дисциплин (интерактивные технологии, доступ в Internet, программное обеспечение, наличие оборудования, наличие активного сайта организации и т. д.);
Ø  опрос обучающихся и их родителей с целью выявления приоритетов в развитии образовательного учреждения;
Ø  определение тенденций развития сферы образования и самого образовательного учреждения в современных условиях и оценки рисков и т.д.
Закрепление выбранного пути инновационного развития учреждения дополнительного образования находит отражение в принятии Программы развития учреждения – одного из основных организационно-распорядительных документов образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Программа, по сути, представляет собой стратегический план осуществления основных нововведений в образовательной организации. Программа развития достаточно существенно отличается от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения, поскольку выступает в качестве модели основных нововведений в образовательном учреждении, ориентированном на современные запросы со стороны обучающихся; прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению. Дистанционное образование имеет больше общего с образованием. Хотя, именно технология обусловила рост дистанционно образования, делая возможным для многих людей продолжить образование - это касается людей, живущих в удаленных районах, людей с физическими проблемами, а также тех, чье расписание не позволяет им посещать традиционные основанные на присутствии в группе занятия. В реалиях современных условий ДДТ учебно-воспитательный процесс проходит с применением дистанционных педагогических технологий. На сайте нашей организации размещены все необходимые нормативно-правовые документы по организации дистанционного обучения, алгоритм действий для педагогов, памятки для обучающихся и их родителей. В первую очередь, удаленное образование — достойная альтернатива традиционным методам обучения. Современные интернет-технологии дают практически неограниченный доступ к электронным библиотекам, видеоконференциям, тренингам, семинарам и т.д. Это уникальные возможности и выгоды, для получения которых часто необходим только скоростной интернет и компьютер для выхода в глобальную сеть. Важной особенностью дополнительного образования является, в первую очередь, ориентированность на формирование целостного восприятия мира, гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и созданию условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Решение этих задач возможно лишь при создании единого образовательного пространства, что, естественно, требует поиска оптимальных путей интеграции общего и дополнительного образования.. Все дети талантливы, главное – вовремя рассмотреть талант и начать его правильно развивать!!!
Наш Дом творчества – это целый мир – многогранный, яркий, наполненный звуками и красками, общением, спортом, вдохновением и творческим поиском!!! В дополнительном образовании нет каникул! Все педагоги продолжают вести свою работу круглогодично! Если общее образование базируется на формировании личности, в чем состоит его ценность и основная миссия, то дополнительное образование организует саморазвитие личности, создает условия для культивирования тех способностей, которые помогают каждому ребенку перейти на режим саморазвития. В условиях перехода современного общества к информационному процессу образования, предъявляется ряд требований: создание и дельнейшее развитие информационной образовательной среды, внедрение информационно-коммуникационных технологий, высокая профессиональная мобильность педагогов, обновление способов деятельности и непрерывное образование на протяжении всей жизни. Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, умеющего самостоятельно мыслить и способного ориентироваться в этом многообразии информационных достижений человечества. И существенным образом повышают эффективность учебной деятельности за счет автоматизации обработки информации и вычислений, что формирует понимание сути учебного материала. Необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном обществе, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий способствовали выделению понятия «информационная образовательная среда». При характеристике данного понятия специалисты выделяют следующие черты:
- наличие педагогической системы, которая составляет ядро информационной образовательной среды;
- объединение участников образовательного процесса в сообщества;
- сетевой характер взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- использование методов создания и работы с информационными ресурсами в процессе обучения и воспитания;
- активность и самостоятельность личности в процессе деятельности.
Сегодня, задача педагогов заключается не в обучении, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, а в организации образовательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя. Еще Элвин Тоффлер говорил: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Перед нами стоит задача внедрения значительных изменений не только в содержание образования, но и сам образовательный процесс. Возникает потребность в применении новых информационно-коммуникативных, инновационных технологий, воспитании социально-адаптированной личности и использовании технологий, направленных на формирование ключевых компетенций. При этом:
1.        Парадигма знаний уже не обладает такой силой, как раньше, что обусловлено возрастанием объема информации и легкостью доступа к ней.
2.        Для того чтобы человек получил знания, нужные для успешной самореализации в течение длительного времени, требуется увеличивать сроки обучения. При этом наблюдается снижение эффективности обучения.
3.        Приоритет отдается не самим знаниям, а информации о том, как научиться добывать нужные знания, интегрировать их либо создавать.
Все три аспекта относятся к результатам деятельности, а под деятельностью понимается решение задач. При решении поставленных задач необходимо использование принципиально новых образовательных технологий, которые относятся к деятельностно-личностным. В их число входят Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС).
(ТОГИС) относятся к деятельностно-ценностным технологиям, поэтому происходит смещение акцентов образования на способы решения задач, а их содержание отходит на второй план. По этой причине в учебную задачу включаются, кроме ее содержания, условий и цели-требования, компоненты информационной задачи с указаниями к коллективной мыслительной деятельности, направленной на выработку системы ценностей, т.е. компонентов коммуникационных задач. Технология ТОГИС — одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым. Это применение имеет несколько аспектов, компьютер используется как обучающий тренажёр. Здесь необходимо наличие компьютеров, оснащённых высококачественными обучающими программами, программами-тренажёрами и контролирующими программами. Эффективность такой работы во многом определяется возможностью обеспечить каждому обучающемуся:
·           индивидуальный набор заданий и упражнений;
·           индивидуальный темп работы,
·           полную самостоятельность выполнения работы и при этом, непрерывный контроль и управление.
Инновационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям, которые новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы обучающийся смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Современному педагогу нужны средства не только представления интересных занятия, но и мощные средства составления таких занятий. Для повышения мотивации использование метода проектов является одним из самых удачных способов. Метод проектов — это гибкая модель организации процесса, ориентированная на самореализацию путем развития их интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе изучения любого материала. Создание информационных проектов предполагает сбор, обработку и анализ информации по той или иной проблеме, ознакомление участников проектной деятельности с этой информацией и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Подобная учебно-проектная деятельность направлена на развитие у обучающихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения, представления полученных данных в виде сообщений, рефератов, статей, докладов, презентаций. Занятия с использованием интерактивных технологий, в том числе, мультимедийных презентаций позволяют зрительно усваивать учебный материал. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету. Мультимедийная технология позволяет высвободить время для дополнительного объяснения материала и для осуществления тест-контроля, а также обеспечить научность обучения, что означает глубину, корректность и достоверность изложения материала с учетом последних достижений науки и практики. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения для обеспечения его успешного восприятия учебного материала, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К.Д. Ушинский заметил, что "детская природа требует наглядности". Структурная компоновка мультимедийной презентации с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. Появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять инновационные технологии, в частности активные и интерактивные методы обучения при работе с воспитанниками, так как они являются более продуктивными.

Во-первых, инновационные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;

во-вторых, инновационные методы обучения можно использовать более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах;

в-третьих, необходимость использования инновационных методов связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.
Не смотря на нагрузку и загруженность образовательным процессом, ребята продолжают активно включаться и осваивать дополнительные общеобразовательные программы.
Даже находясь в процессе дистанта, обучающиеся демонстрируют высокие творческие результаты. Под руководством своих педагогов и при поддержке родителей ребята принимают участие в дистанционных творческих конкурсах, фестивалях и проектах. Переживают знаменательные творческие события. Педагогический коллектив Дома творчества реализует образовательные и социальные программы: «Одаренные дети», «Детское и молодежное объединение «Союз – 4Н»», «Студия раннего развития «Ступени». При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Мы строим свою деятельность на основе программы развития, которая включает в себя подпрограмму: «Работа с воспитанниками, имеющими высокий уровень развития познавательной деятельности». Работу с одаренными детьми проводим в три этапа:
I этап – заинтересовать! На этом этапе стараемся увлечь ребят своими предметами. II этап – раскрыть! Этап дополнительной деятельности, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты. III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом воспитанников, которые проявили способности и заинтересованность в разных видах деятельности.
Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Талантливые педагоги внимательны к каждому ребенку, бережно относятся к его индивидуальности и помогают наиболее полно раскрыться его творческим способностям. Педагоги трудятся по освоению новых форм и методов работы с детьми, введению новых педагогических технологий. Проводят занятия в разных районах на базах всех школ города.
Дом детского творчества — многопрофильное учреждение дополнительного образования, в котором представлены практически все виды деятельности для детей, подростков, молодежи. Четыре отдела ДДТ – естественнонаучный, декоративно-прикладного творчества, художественной деятельности, спортивный – дают возможность каждому ребенку найти занятие по душе и способствуют раскрытию его способностей, творческому развитию, профессиональному самоопределению.
Коллективы, обучающиеся и педагоги ежегодно участвуют и становятся лауреатами районных, областных, Всероссийских и международных фестивалей, конкурсов, соревнований. Таким образом, можно отметить, что современным педагогам следует все больше применять инновационные технологии, в частности активные и интерактивные методы обучения при работе с воспитанниками, так как они являются более продуктивными.

Во-первых, инновационные методы обучения дополняют и развивают уже известные научные педагогические методы, поэтому происходит их активное внедрение в учебный процесс;

во-вторых, инновационные методы обучения можно использовать более эффективно, если их использование основывается на современном научном подходе, технических средствах;

в-третьих, необходимость использования инновационных методов связана с новой парадигмой развития обучающих информационных технологий.
Список литературы:
1. Дополнительное образование детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения 07.02.2019).
2. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. рук. / И. А. Баева и др.; под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006.
3. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. М.: Диалог культур, 2012. С. 29.
4. Казымов В. Б. Приоритетные направления развития современной системы дополнительного образования детей // Вестник ЧГПУ. 2011. № 9. С. 66–71.
2021