Библиографическое описание:
Чениб З.Р. Конспект НОД по воспитанию толерантности в старшей группе "Белая трость. Уроки доброты" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Цель: формирование толерантного отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Расширение представлений о Международном дне Белой трости;
- Формировать представления о нравственных чувствах, познакомить с понятием «милосердие»;
- Развивать представление детей о добре и зле;
- Способствовать воспитанию добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, желание помочь в трудной ситуации;
- Учить высказывать свои мысли;
- Формировать представление детей о роли зрения в восприятии информации.
Уточнить, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить здоровье.
Материал:
- Проектор, экран;
- Презентация «Белая трость»;
- Иллюстрация к игре «Хорошо – плохо»;
- Индивидуальная повязка для глаз на каждого ребенка; ориентиры, белая трость, кубики, мячики, грибочки, шишки.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день ребята!
Отгадайте пожалуйста загадку о части нашего лица:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Правильно, это глаза.
Воспитатель: Я – человек. Как и у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши. Это мои помощники. Они помогают мне узнавать все о мире, в котором я живу.
- Дети, для чего человеку руки? - чтобы брать предметы, рисовать.
- Для чего человеку ноги? – чтобы ходить, бегать.
- А для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
Глаза являются одними из самых главных помощников человека.
Глаза помогают видеть все вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Гимнастика для глаз «Носик» (по методике йогов)
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Сегодня я хочу вас познакомить с днём, который весь мир празднует 15 октября. Международный день Белой трости - символа незрячего человека.
Это — не праздник, ребята, это — своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Слайд:
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году.
В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.
Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.
Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.
Слайд:
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.
Воспитатель: я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке…
Слайд:
Первый, и чаще всего единственный помощник таких людей – белая трость. Белой трость сделали для того, чтобы слепой человек стал заметным для всех окружающих его людей. Ведь трость – это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить препятствия: дома, деревья, столбы, определить наличие бордюров, ступенек, люков и ям.
Слайд:
-Ребята, а кроме белой трости у слепых людей есть ещё помощники. Это – собака – поводырь, настоящий друг таких людей. Она всегда бок о бок идёт со слепым человеком в специальной сбруе (поводке).
Поводырем может быть и человек, его задача оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире. Они выходят с ними на улицу, в больницу, в магазин.
Психолого-коррекционное упражнение «Поводырь»
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.
- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?
Ответы детей.
Упражнение «Построй башенку в темноте»
На столе лежат кубики. Играющий должен с завязанными глазами построить башенку с основанием в один кубик. Играют одновременно 2-3 детей. Выигрывает тот, у кого башенка получилась выше (учитывается, сколько было кубиков до того, как башенка развалилась).
- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?
Ответы детей
Игра «Найди предмет»
Приглашается 4 ребёнка, предлагается с помощью тактильных ощущений найти определённый предмет (например, грибочек, мячик, шишки, кубик) среди множества других предметов.
- Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Видите, как непросто жить людям, у которых слабое зрение. Таким людям необходима наша помощь, поддержка и забота.
Руки для слепых – настоящие помощники. «Руки заменяют слепому зрение, они дают ему знания и представления о предметах».
Существует золотое правило: прежде, чем сделать что- либо для слепого, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе.
- Я хочу вам рассказать одну историю, послушайте её внимательно.
В одном небольшом городе жила-была девочка Катя.
Однажды она вышла на улицу погулять и увидела Сашу из соседнего двора, который топтал что-то ногами, и громко кричали: «Очкарик! Очкарик!». В это время из подъезда вышел мужчина с собакой, и Саша быстро убежал.
Катя увидела, что на скамейке, сидит незнакомый мальчик, у него большие синие, но очень грустные глаза. Девочка подошла к мальчику, он был очень симпатичный – сразу видно не драчун, и Кате захотелось с ним познакомиться.
- Мальчик, как тебя зовут?
- Рома. А тебя как?
- Катя. Поиграешь со мной?
- Не могу. Я без очков ничего не вижу.
Тут Катя увидела, что рядом лежат раздавленные очки. Девочка знала, что очки очень нужны людям с плохим зрением, ее бабушка всегда говорила: «Без очков, как без рук». «Давай я провожу тебя домой», - сказала Катя, «Ты возьмешь другие очки, и мы с тобой поиграем!».
- Дети, как вы думаете, правильно ли поступила Катя?
- Что она предложила мальчику Роме?
- Почему? (ответы детей)
- О человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел, помог, говорят «он проявил милосердие, доброту».
Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание.
- А в нашей истории, можно сказать о ком-то «проявил доброту».
- Как бы вы оценили поступок девочки Кати?
- Как поступил мальчик Саша? (ответы детей).
Обобщение: - Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над чужой бедой, а всегда постарается утешить, помочь, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие, доброту.
Слайд
Некоторые дети и взрослые люди, потеряли своё зрение в результате несчастного случая и недостаточно хорошего внимания к своему здоровью.
- Как можно проверить, хорошо ли видит человек?
- У кого лучше зрение, у молодого человека или старого?
- Почему? (ответы)
- Зачем люди носят очки? (ответы)
Давайте вместе с вами подумаем, что может нанести вред зрению,
Игра «Хорошо-плохо»
Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях.
1. Ребенок трет глаза грязными руками.
2. Вытирает глаза чистым платком.
3. Читает в транспорте.
4. Читает, лежа в постели.
5. Читает за столом в хорошо освещенной комнате.
6. Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
7. Смотрит телевизор далеко от экрана.
8. Кушает морковь.
9. Кушает фрукты.
10. Ребёнок подносит к глазам ножницы.
11. Долго играет на компьютере.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отвечали правильно.
- Ребята а какой день отмечают 15 октября? Ответы
- Правильно - 15 октября отмечается Международный день Белой трости — символа незрячего человека.
К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было труднее всего? (ответы детей)
Я надеюсь, что вы многое узнали и поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. Что вы всегда придёте на помощь.
Ведь главная наша помощь – это милосердие, доброта, забота и внимание к слепым и слабовидящим людям.
Мы живем все вместе и все мы равны.
Чениб З.Р. Конспект НОД по воспитанию толерантности в старшей группе "Белая трость. Уроки доброты" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.
Цель: формирование толерантного отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Расширение представлений о Международном дне Белой трости;
- Формировать представления о нравственных чувствах, познакомить с понятием «милосердие»;
- Развивать представление детей о добре и зле;
- Способствовать воспитанию добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, желание помочь в трудной ситуации;
- Учить высказывать свои мысли;
- Формировать представление детей о роли зрения в восприятии информации.
Уточнить, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить здоровье.
Материал:
- Проектор, экран;
- Презентация «Белая трость»;
- Иллюстрация к игре «Хорошо – плохо»;
- Индивидуальная повязка для глаз на каждого ребенка; ориентиры, белая трость, кубики, мячики, грибочки, шишки.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день ребята!
Отгадайте пожалуйста загадку о части нашего лица:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Правильно, это глаза.
Воспитатель: Я – человек. Как и у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши. Это мои помощники. Они помогают мне узнавать все о мире, в котором я живу.
- Дети, для чего человеку руки? - чтобы брать предметы, рисовать.
- Для чего человеку ноги? – чтобы ходить, бегать.
- А для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
Глаза являются одними из самых главных помощников человека.
Глаза помогают видеть все вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Гимнастика для глаз «Носик» (по методике йогов)
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Сегодня я хочу вас познакомить с днём, который весь мир празднует 15 октября. Международный день Белой трости - символа незрячего человека.
Это — не праздник, ребята, это — своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.
Слайд:
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году.
В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.
Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.
Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.
Слайд:
Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.
Воспитатель: я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке…
Слайд:
Первый, и чаще всего единственный помощник таких людей – белая трость. Белой трость сделали для того, чтобы слепой человек стал заметным для всех окружающих его людей. Ведь трость – это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить препятствия: дома, деревья, столбы, определить наличие бордюров, ступенек, люков и ям.
Слайд:
-Ребята, а кроме белой трости у слепых людей есть ещё помощники. Это – собака – поводырь, настоящий друг таких людей. Она всегда бок о бок идёт со слепым человеком в специальной сбруе (поводке).
Поводырем может быть и человек, его задача оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире. Они выходят с ними на улицу, в больницу, в магазин.
Психолого-коррекционное упражнение «Поводырь»
Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.
- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?
Ответы детей.
Упражнение «Построй башенку в темноте»
На столе лежат кубики. Играющий должен с завязанными глазами построить башенку с основанием в один кубик. Играют одновременно 2-3 детей. Выигрывает тот, у кого башенка получилась выше (учитывается, сколько было кубиков до того, как башенка развалилась).
- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?
Ответы детей
Игра «Найди предмет»
Приглашается 4 ребёнка, предлагается с помощью тактильных ощущений найти определённый предмет (например, грибочек, мячик, шишки, кубик) среди множества других предметов.
- Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Видите, как непросто жить людям, у которых слабое зрение. Таким людям необходима наша помощь, поддержка и забота.
Руки для слепых – настоящие помощники. «Руки заменяют слепому зрение, они дают ему знания и представления о предметах».
Существует золотое правило: прежде, чем сделать что- либо для слепого, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе.
- Я хочу вам рассказать одну историю, послушайте её внимательно.
В одном небольшом городе жила-была девочка Катя.
Однажды она вышла на улицу погулять и увидела Сашу из соседнего двора, который топтал что-то ногами, и громко кричали: «Очкарик! Очкарик!». В это время из подъезда вышел мужчина с собакой, и Саша быстро убежал.
Катя увидела, что на скамейке, сидит незнакомый мальчик, у него большие синие, но очень грустные глаза. Девочка подошла к мальчику, он был очень симпатичный – сразу видно не драчун, и Кате захотелось с ним познакомиться.
- Мальчик, как тебя зовут?
- Рома. А тебя как?
- Катя. Поиграешь со мной?
- Не могу. Я без очков ничего не вижу.
Тут Катя увидела, что рядом лежат раздавленные очки. Девочка знала, что очки очень нужны людям с плохим зрением, ее бабушка всегда говорила: «Без очков, как без рук». «Давай я провожу тебя домой», - сказала Катя, «Ты возьмешь другие очки, и мы с тобой поиграем!».
- Дети, как вы думаете, правильно ли поступила Катя?
- Что она предложила мальчику Роме?
- Почему? (ответы детей)
- О человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел, помог, говорят «он проявил милосердие, доброту».
Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание.
- А в нашей истории, можно сказать о ком-то «проявил доброту».
- Как бы вы оценили поступок девочки Кати?
- Как поступил мальчик Саша? (ответы детей).
Обобщение: - Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над чужой бедой, а всегда постарается утешить, помочь, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие, доброту.
Слайд
Некоторые дети и взрослые люди, потеряли своё зрение в результате несчастного случая и недостаточно хорошего внимания к своему здоровью.
- Как можно проверить, хорошо ли видит человек?
- У кого лучше зрение, у молодого человека или старого?
- Почему? (ответы)
- Зачем люди носят очки? (ответы)
Давайте вместе с вами подумаем, что может нанести вред зрению,
Игра «Хорошо-плохо»
Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях.
1. Ребенок трет глаза грязными руками.
2. Вытирает глаза чистым платком.
3. Читает в транспорте.
4. Читает, лежа в постели.
5. Читает за столом в хорошо освещенной комнате.
6. Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
7. Смотрит телевизор далеко от экрана.
8. Кушает морковь.
9. Кушает фрукты.
10. Ребёнок подносит к глазам ножницы.
11. Долго играет на компьютере.
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отвечали правильно.
- Ребята а какой день отмечают 15 октября? Ответы
- Правильно - 15 октября отмечается Международный день Белой трости — символа незрячего человека.
К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было труднее всего? (ответы детей)
Я надеюсь, что вы многое узнали и поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. Что вы всегда придёте на помощь.
Ведь главная наша помощь – это милосердие, доброта, забота и внимание к слепым и слабовидящим людям.
Мы живем все вместе и все мы равны.